Когда покровительствуют лодырям

(От собственного корреспондента «Звезды»)

Бригадир Велиахматов ходил по полю и пас лошадей. Через дорогу лежал огромный массив давно пересохшей весновспашки, а у обочин стояли брошенные плуги и бороны. Людей на поле не было видно.

— Сегодня наши колхозники на работу не вышли. Они отдыхают, —встретив нас, сказал бригадир.

Однако, когда мы возвратились в правление колхоза «Красный Сарс», то увидели здесь около 20 колхозников и колхозниц.

— Бригадира Велиахматова ждем, — поясняли они. — Наряда вчера на работы не выдал, а мы решили все-таки сеять. Разве можно в эти дни разгуливать?

Со справедливым замечанием колхозников был согласен и председатель колхоза Каспиев. Он также был недоволен работой бригадира и послал за ним человека, чтобы тот явился в правление, но Велиахматова нигде не нашли. Он явился только вечером. Вместо того, чтобы потребовать от бригадира об'яснение, Каспиев предложил ему подготовить к утру народ, не сказав ни слова о потерянном рабочем дне. Чувствовалось, что в колхозе привыкли к такому поведению Велиахматова.

Накануне описанного случая тот же Велиахматов взял с поля плуг и лошадь и поехал в ущерб общественному хозяйству садить картофель к своим родственникам в соседний колхоз «Гигант». Возвратившись вечером, Велиахматов, чтобы создать видимость работы, стал записывать дневную выработку колхозникам, наставив каждому из них в ведомость по одному трудодню. Однако, и на это правление колхоза не обратило внимания, так как к уравниловке в оплате труда здесь привыкли. Уравниловка в оплате, отсутствие точного учета выработки здесь сильно сказались на производительности труда. В течение всего весеннего сева, только 5 процентов работающих в поле колхозников выполняют норму. Это явилось одной из главных причин затяжки сева. План, сева зернобобовых колхоз «Красный Сарс» выполнил всего лишь на 60 процентов, картофеля при плане 35 гектаров посадил 8 гектаров, а льна из 25 гектаров по плану не посеяно ни гектара.

Плохо в колхозе используются и лошади. За 40 дней весенних полевых работ, имея 55 рабочих лошадей, колхоз вспахал на них только 60 гектаров, т. е. по 2 сотки на лошадь в день. Мало используется живое тягло и на севе. 35 процентов зерновых в колхозе посеяно вручную.

В конце марта при проверке семян в колхозе имелось 300 центнеров картофеля. За истекшее время на общественное питание было израсходовано 245 килограммов, передано на свиноферму 37 центнеров 25 килограммов, израсходовано на посадку 97 центнеров. В наличии должно быть еще 163 центнера, но на складе его больше не оказалось. Куда он девался, до сих пор неизвестно. Вместо того, чтобы изыскать недостающий на семена картофель, позаимствовать его у колхозников, председатель колхоза Каспиев нашел иной выход: он решил посадку картофеля больше не производить.

Подобные же факты беспечности, организационной распущенности в работе имеют место и в ряде других колхозов Щучье- Озерского района. В сельхозартели им. Тельмана, например, где и яровых посеяно меньше половины, а картофеля только 13 гектаров из 50 по плану. Рабочий день, как правило, начинают не раньше 9 часов и заканчивают в 6 часов вечера. По 7—8 часов работают в поле и колхозники артелей «Красный Урал» и «Вперед».

Лодыри и тунеядцы не получают должного отпора, а те, кто с ними борется, часто не встречают поддержки. В отстающем по весеннему севу колхозе «Искра» колхозницы И. Коробицина и А. Филиппова отказались участвовать в полевых работах, они бросили плуг и ушли домой. На второй день стало известно, что их взял на заготовку дров для своей организации районный прокурор т. Рублев. Стали звонить ему.

— Не возвращу. Эти колхозницы не хотят работать в колхозе, — заявил прокурор.

После безрезультатных переговоров с прокурором общее собрание колхоза исключило Коробицину и Филиппову из членов артели. Однако, исполком райсовета предложил правлению колхоза восстановить этих колхозниц в правах членов артели с наложением на них взыскания. Это было сделано, но... прикрытые прокурором дезертиры в колхоз не возвращаются, продолжая заготовлять для него дрова. Прокурор Рублев, увлекшись дровозаготовками, сквозь пальцы смотрит на дезорганизаторов колхозного производства, которые имеются и в других артелях.

Примирился, повидимому, со всем этим и райком партии, работники которого ко многому из того, что тормозит весенний сев, относятся как посторонние наблюдатели.

Ф. БУТЧЕНКО.