Решительно бороться с потерями металла

Рациональное и экономное использование металла, на выпуск которого затрачивается всегда много драгоценного времени, топлива, электроэнергии и различных материалов и который нужен во все больших количествах для растущего производства военной техники, имеет сейчас первостепенное значение. Вот почему совершенно недопустимы в настоящее время какие бы то ни были потери металла.

Надо сказать, что на Чусовском заводе, где люди, казалось, хорошо знают, какой ценой делается металл, должной борьбы с потерями его не ведется. За 5 месяцев текущего года в одном только мартеновском цехе (начальник т. Сапиро) было потеряно 1276 тонн. Из этого количества можно было бы изготовить свыше 20.000 артиллерийских снарядов для орудий среднего калибра.

Такие большие потери металла происходят в основном из-за выпуска холодных плавок и небрежного разлива металла по изложницам (короткие слитки, часть металла принимает неопределенную форму).

Холодные плавки—бич для цеха, но они стали у мартеновцев хроническим явлением. В январе были выпущены холодные плавки №№ 3005,4001, в феврале плавка № 4030, в марте плавка № 4077 и т. д. Кстати сказать, все эти плавки выпущены мастером Малюковым. Это—расплата за нарушения технологического процесса.

Нередки случаи, когда сталь уходит в мартеновском цехе в неисправные подины печей. Такие случаи можно было наблюдать не один раз.

Потери металла происходят в цехе и по другим причинам: из- за неисправности выпускных желобов. При выпуске плавок №№ 3022 и 3045, например, проело жолоб. Пропало 50 тонн стали.

40 тонн металла было потеряно из-за неправильной заделки выпускного отверстия (плавка № 3070). Немало металла пропадает при разливке его в изложницы: из-за раз’едания центровых изложниц, прорыв металла между изложницами и прибыльной надставкой через стенку самой изложницы. Велики потели из-за небрежного набора канавы и т. д.

Из приведенных фактов можно сделать вывод: сохранение или потеря металла зависит, главным образом, от состояния технологической и трудовой дисциплины, от четкости руководства со стороны начальника цеха. Может быть потери металла были бы не так велики, если бы руководители цеха строго выполняли приказы наркома, обязывающие их лично присутствовать при разливке каждой плавки. Но приказ наркома мартеновцы Чусового не выполняют. В цехе не выявляются своевременно причины потерь, а виновники потерь своевременно не наказываются.

Чтобы свести потеря металла до минимума, необходимо повысить ответственность мастера за выпуск плавки. Мастер должен тщательно проверить состояние подины и откосов печей и в случае необходимости произвести заправку или ремонт. Мастер не должен, не имеет права допускать выпуск плавки в недосмотренный и тем более непринятый ковш.

В плохом состоянии в цехе и сталевозные тележки. Их редко ремонтируют, и часто при разливе струя металла не попадает в центр воронки и центровую приходится выводить из вертикального положения в наклонное, что совершенно недопустимо.

У мартеновцев есть все возможности свести потери металла на нет. Об этом свидетельствует хотя бы то, что стоило мартеновцам проявить больше внимательности и потери металла сократились за последнее время на 5,5 процента против февраля. Но ведь это только начало. Требуется на всех участках цеха навести строгий порядок, повысить требования к каждому сталеплавильщику. И тогда задача будет решена.

В. ВОЛНОВ- начальник отдела технического контроля Чусовского завода.