Рационально использовать топливо для вагранок

В дни войны вопросы экономии вообще и особенно высокоценного привозного кокса, идущего для расплавления чугуна в вагранках, является актуальнейшей задачей литейщиков.

По установившемуся технологическому режиму к плавке в вагранках допускается кокс с размером кусков не менее 40—35 мм в поперечинке. Об’ясняется это тем, что более мягкий кокс нарушает нормальный сход проплавляемых материалов по шахте печи, снижает температуру расплавленного металла и т. п. Чтобы устранить эти явления, поступающий для плавки кокс должен обязательно предварительно пропускаться через грохот. При этом рядовой кузбасский кокс дает в среднем около 20 проц, отсевов. В лучшем случае, эти отсевы используются на отопление, а в худшем —идут в отвал.

Однако, часть этих отходов (около 40—45 проц.) может быть с успехом использована непосредственно для плавки в вагранке, как полноценное топливо. И это уже доказано практикой нашего завода.

Если отсевы кокса после пропуска его через грохот вторично пропустить через сито (с размером ячеек 10X10 мм2), то образующаяся фракция кокса с размерами 35—10 мм может быть употреблена для части холостой колоши и для последних 5—6 рабочих колош. Таким образом, вагранки, работающие без копильника и имеющие большую высоту от лешади до уровня плоскости фурм, могут без всякого сомнения 45—50 проц. нормального кокса, расходуемого на холостую колошу, заменить высевками. Вторая же часть холостой колоши занимает самую ответственную зону плавления и должна, конечно, состоять из крупного отборного кокса.

В конце, когда вагранка сильно разогрелась, последние 5—6 рабочих колош могут быть также пропущены на тех же отсевах. Сход колош при этом не нарушается, и температура заметно не снижается.

Проведенные в этом отношении работы на заводе «Коммунар» показали значительную эффективность использования для плавки в вагранке отсевов кокса с величиной кусков 35—10 мм.

Можно смело сказать, что не менее 9 проц. поступающего на Урал кокса может быть дополнительно использовано непосредственно для плавки в вагранках. Если прибавить сюда и то количество кокса, которое получится от пересевки отвалов (имеющихся почти на каждом заводе), то сэкономленное для плавки топливо выразится в сотнях и тысячах тонн.

Ф. ПУПКО - главный металлург завода «Коммунар»