К итогам учебного года в школах

Советская школа закончила истекший учебный год в условиях второго года великой отечественной войны. Нелегкие стояли перед ней задачи. Осуществление всеобщего начального обучения детей, несмотря на военное время, забота о их здоровья, повышение качества учебно-воспитательной работы школ и военно-физической подготовки учащихся, которые должны выходить из школы готовыми к любому труду и защите родины, — все это требовало большого трудового под’ема, мобилизации всех сил учительства области.

Но ни теснота, ни нехватка помещений, ни другие затруднения не нарушили нормального течения учебного года. Иначе и быть не могло! Гигантски возросшее за время войны значение Урала очень остро ставит вопрос о необходимости поднятия культурного уровня трудящихся Урала. Эта задача не может быть решена без серьезного улучшения качества работы наших школ. Вот почему специальным приказом Наркома просвещения РСФСР тов. Потемкина, областям Урала предложено решительно улучшить дело народного образования, а работу уральских школ поднять до уровня московских и ленинградских.

Первым условием выполнения этого приказа являлось осуществление закона о всеобуче. На него было устремлено все внимание работников народного образования. В результате этого Нытвенский и Ныробский районы области, Кировский и Ленинский районы г. Молотова не имеют детей, не охваченных школой, а Верещагинский, Сивинский, Оханский, г. Молотов в целом, Березники и др. близки к выполнению плана всеобуча. В Кунгурской начальной школе №3 (зав. т Полыгалова), Чусовской начальной школе № 15 (дир. т. Живая), Ленинской неполной средней школе Нытвенского района (зав. Кожевникова), без уважительных причин из школы не выбыл ни один учащийся.

Выполнению закона о всеобуче содействовало оказание материальной помощи школьникам и организация детского питания. Во многих районах области правильно поняли необходимость заботы о детях в условиях военного времени. Особенно хорошо было налажено питание школьников в П.-Сергинском, Нытвенском, Верещагинском районах, в г. Березники. Значительно улучшилось дело с питанием в школах г. Молотова.

Много помощи оказывалось учащимся в приобретении одежды и обуви. В Верещагинском районе учащимся в течение года выдано 4500 метров мануфактуры, 700 пар обуви и детских платьев; свыше 200 пар обуви получили учащиеся Кунгура, 800 пар обуви и более 2000 различных носильных вещей—Чусового.

Большим по своему значению делом явилось создание при школах г. Молотова групп интернатного и полуинтернатного типа, куда принимались дети, родители которых находятся на фронте или заняты напряженной работой в тылу и не могут уделить им нужного внимания. В этих интернатах дети получают хорошее питание 3—4 раза в день, за ними заботливо ухаживают воспитатели—учителя. Школы №№ 5, 9, 17, 18, хорошо поставившие работу интернатных групп, получают от родителей- фронтовиков много теплых благодарственных писем.

Полные итоги учебного года пока еще не подведены, но наблюдения за работой школ в течение года, данные об успеваемости детей по учебным четвертям, и результаты испытаний красноречиво говорят об успехах школы в минувшем году.

Четвертые классы десяти начальных школ из 50 передового в области Нытвенского района показали на весенних испытаниях стопроцентную успеваемость. Из 222 учащихся седьмых классов школ Верещагинского района не справились с контрольной работой по алгебре только 6 человек, а 68 проц, учащихся выполнили ее с хорошей и отличной оценками. 43 учащиихся 7 класса школы № 7 гор. Молотова получили на испытаниях отличные оценки, а трое остальных — «хорошо». Класс ведет преподавательница М Г. Замараева, работающая в этой школе 20 лет.

Новым и любимым предметом школьников 4—10 классов в истекшем учебном году. было военное обучение. Оно положительным образом повлияло на весь ход учебно-воспитательной работы, способствовало укреплению дисциплины учащихся.

Истекший год был годом роста участия школьников в общественно-полезном труде. Тысячи ребят, наряду с успешной учебой, работали в колхозах, на заводах, собирали металлический лом, помогали семьям фронтовиков, работали в госпиталях. Учащиеся средней школы № 7 г. Молотова (дир. Верхоланцева) еженедельно работали по 6 часов на заводе. Кроме этого, они собрали 115 тонн металлического лома. Общественно-полезная работа способствовала улучшению учебной работы: годовая успеваемость в школе — 90 процентов, а 30 процентов учащихся имеют только отличные и хорошие оценки.

Бумстроевская средняя школа г. Соликамска на постройку боевых самолетов внесла свыше 100 тысяч рублей. Юннаты Обвинской неполной средней школы Карагайского района послали на фронт несколько посылок с продуктами и передали в фонд Красной Армии часть обильного урожая со школьного юннатского участка. За это они получили благодарность, товарища Сталина.

Широкое развитие в школах получили тимуровские команды. 56 тимуровских команд из школьников в Верещагинском районе помогали 673 семьям фронтовиков. Хорошо работали тимуровцы в Чусовом.

Большую роль в успешном окончании учебного года сыграли учителя, эвакуированные в нашу область из Москвы, Ленинграда и других мест. Имея в большинстве высокую производственную квалификацию, обладая большим опытом, они оказывают нашим школам неоценимую услугу в повышении общего уровня их работы. Замечательным подтверждением этого является работа учительницы- ленинградки Н. В. Кожевниковой — директора Ленинской неполной средней школы Нытвенского района. За 2 года своей деятельности тов. Кожевникова вывела школу в число лучших школ передового района области.

Успехи школы в истекшем году очевидны. Но обольщаться ими мы не можем. Прошедшие испытания показали, что в некоторых школах школьники плохо усвоили учебную программу. Знания их поверхностны, формальны и не идут дальше учебника. Эти школы содержатся некультурно, речь учащихся засорена. Такое положение, например, в 4 классах Насадской и Лядовской школ Пермско-Сергинского района.

Не все еще школы серьезно решали задачи выполнения закона о всеобуче. Верхне-Яйвенская неполная средняя школа Соликамского района ухитрилась оставить за бортом школы 77 детей, подлежащих обучению в 1—4 классах. Здесь не было организовано горячих завтраков, не оказывалась помощь нуждающимся, не велось работы с родителями и т. д.

Одним из серьезных недостатков наших школ является совершенно неудовлетворительная постановка внешкольной работы с учащимися и, как следствие этого, — увеличение случаев детской преступности. Слабая работа некоторых школ обгоняется малым контролем и помощью со стороны районных отделов народного образования, директоров и заведующих школами. Имеет место и недостаточная работа учительства над повышением своего идейно-политического уровня и деловой квалификации. Но все эти недостатки устранимы. Молотовская область имеет все данные для того, чтобы успешно подготовиться к новому учебному году и сделать в нем новый большой шаг вперед. Этому будет способствовать социалистическое соревнование, развернувшееся между школами Свердловской, Челябинской и Молотовской областей. Школы Урала должны работать так, как этого требует героический фронт!

Н. ГАМПЕР - заведующая школьным сектором облоно.