КОМАНДИР ЛАПШОВ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 августа. Скромный, решительный, энергичный, смелый, скупой на слова и всегда готовый к героическим делам полковник Лапшов--любимец своей части. С первых дней войны эта часть бессменно находится в боях, бьет фашистов и не знает поражений. Никогда еще часть полковника Лапшова не отступала под натиском численно превосходящих сил противника.
... Перейти в наступление, сильным ударом обрушиться на врага и занять высоту Н.—требовал приказ.
Эту высоту на западном берегу реки занимал румынский гвардейский полк. В дни войны, сотни гвардейцев нашли бесславную смерть на советской. земле. Полк неоднократно получал новое пополнение. Личный состав некоторых батальонов врага за месяц успел «обновиться» на сто процентов. Удерживая высоту господствующую над местностью, фашисты вели сильный заградительный огонь вдоль реки.
Густые облака ползли над самой землей. Ливень превратил тропинки в непроходимое болото. Все вокруг было окутано серой мглой. По приказу Лапшова, одно подразделение двигалось в тыл противнику, обходя высоту с фланга.
— Идти очень трудно. Наши продвигаются медленно,—доложил Лапшову связной.
-Зато в такую погоду легче незамеченным подкрасться к врагу, — ответил Лапшов.—Передайте бойцам, командирам и политработникам, что через час высота должна быть нашей.
Наступили решительные минуты. Бойцы начали переправу через реку. Над храбрецами воем проносились вражеские мины, свистели пули пулеметных очередей. Позади рвались снаряды, артиллерия фашистов била по пустому месту. Десятки бойцов, переправившись на западный берег реки, ожидали, когда переправятся остальные, чтобы разом ударить по фашистам.
Бойцы атаковали врага в лоб. Первые герои, поднявшись на высоту, ударили по пулеметным гнездам врага. Штыками и прикладами уничтожали они фашистов. И в эту же минуту шквал нашего огня обрушился на врагов с тыла: первое подразделение в назначенный Лапшовым срок ударило по противнику с той стороны, где он считал себя неуязвимым.
— Ваши бойцы, - рассказывал спустя два часа пленный румынский сержант,—появились как из-под земли. Как они могли очутиться здесь, миновав наш заградительный огонь, - не понимаю. Они ворвались с винтовками на перевес и кололи штыками...
Враги, бросая оружие, скатывались с высоты. Важная стратегическая возвышенность перешла к нам. Над расположением фашистских частей нависла серьезная угроза. Вражеское командование ввело в бой свежие резервы. Артиллерия противника открыла сильный огонь. Наши отстреливались.
Лапшов, накрывшись плащом, сидел на кочке под деревом и объяснял командирам новую задачу. Прискакал связной.
- Патроны в нашем подразделении на исходе, - доложил он полковнику. Враг нажимает.
Боевой командир вскочил на коня и помчался к высоте. Через несколько минут он был у цели. Чувство уверенности в победе овладело бойцами, когда перед ними появился любимый командир.
- Патроны подвозят, товарищи бойцы, - сказал Лапшов.— Сейчас зададим фашистам перцу!
И он обходил бойцов, ободрял их, шутил, для каждого находил нужное, согревающее слово.
— За мной! -воскликнул Лапшов и первым ринулся в атаку. В ответ прозвучало грозное «ура», Спустившись с высоты, наши бойцы обрушились на врага.
— Русс, руссише! - орали испуганные фашисты.
Враги бежали по полям, провожаемые нашим пулеметным огнем. Фашистские резервные части бросили на этих полях 16 орудий, десятки минометов и пулеметов, сотни винтовок, снаряды, патроны, радиостанции и штабные документы. Небольшое подразделение под командой Лапшова разгромило вражеский полк, захватив трофеи и десятки пленных.
И вот на командном пункте нашей части сидит румынский капрал С. В первую же минуту атаки красных он добровольно сдался в плен. Капрал взволнован.
— Я украинец из Буковины,—рассказывает он. —Русские мои братья, а с братьями я не хочу воевать, только ждал часа, чтобы перейти к вам.
Капрал умолкает. Он смотрит на проходящего вблизи Лапшова и с удивлением слушает, как командир спрашивает бойцов о их самочувствии, беседует с ранеными и приказывает, чтобы на поле боя немедленно подвезли горячую пищу.
Потом Лапшов подходит к капралу и, положив руку ему на плечо, спрашивает:
— Против кого воюют ваши солдаты?
- О, колонель, - дрожащим голосом отвечает капрал.—Я знаю, что девять десятых румынских солдат сделали бы как я, перешли к вам, если бы не грозили сзади немецкие пулеметы, которыми гитлеровские собаки всегда сопровождают румын в бой...
Л. ХВАТ.
(Спецкорр. ТАСС).