«ЛЕНИНГРАД В ДНИ БЛОКАДЫ»
На выставке произведений ленинградских художников в дни великой отечественной войны
Величайшей поэмой гордости человеческого духа войдет в историю отечественной войны советского народа история Ленинграда в дни блокады. Поэмой о том, как голод и холод, тьма и отсутствие воды, беспрерывная бомбежка с воздуха и артиллерийский обстрел, которым с каннибальской методичностью подвергали немцы город-крепость, не смяли, не задавили, не сломили, не заставили сдаться и отступить ленинградцев. Город-герой и его люди-герои, напрягая остатки сил, находили и нашли в себе достаточно воли, чтобы отбивать и отбить все яростные атаки врага, все попытки его задушить город- фронт.
Заводы, часто почти вовсе разрушенные, не прекращали делать снаряды для фронта, ученые не бросили свою научную работу, художники продолжали кистью, пером и карандашом - запечатлевать все грандиозные события жизни и защиты города—все грандиозные и великие, как бы порой ни были они незначительны по масштабам.
Плодом невероятных творческих усилий, плодом гордого советского духа ленинградского человека и его воли к жизни и победе являются произведения, показанные на выставке, организованной Молотовским филиалом Государственного Русского музея. Это то, что написано в самые страшные и величественные дни защиты города-бойца, написано теми, кто оставался в городе все время блокады.
Может быть, ярче всего отражено тогдашнее состояние ленинградца в «Автопортрете» художника Я. О. Николаева. Перед нами человек истощенный, худобы непомерной. Резки, заострены черты лица его. Темные тона, в которых написана картина, без всяких деталей создают впечатление той мрачной обстановки, в какой жилось ленинградцу. Но й глазах, которые очень удались художнику,—воля к жизни, воля к победе, преодоление всех ужасов, обрушенных на ленинградцев врагом зверем, гитлеровцем.
Картины Николаева—это быт, это динамика, это жизнь осажденного города, это Ленинград бьющийся. Картины В. В. Пакулина—это пейзаж блокированного Ленинграда. Нервно, эскизно записанные «Мойка» или «У адмиралтейства»—с бледно-холодными тонами белесого ленинградского неба, заснеженные и внешне замершие, многое говорят о Ленинграде зимы 1941—1942 годов.
Гравюры на дереве старого русского мастера П. А. Шиллинговского из серии «Осажденный город» рисуют разрушения, взрывы, пожары с неожиданной выразительностью художественного приема, отличающей эти его работы от довоенных.
Скульптурные картинки А. В. Лишева дают представление о быте, страшном быте города: «За водой»—фигурка напряженно, с трудом идущего человека, не обращающего внимания на лежащий по дороге труп; «С дровами»—автопортрет художника, еле тянущего на себе небольшую вязанку дров...
От картины к картине, от рисунка к рисунку (они, пожалуй, наиболее интересная часть выставки) все сильнее и ярче возникает перед зрителем картина неслыханных мук, невиданного напряжения сил, изумительной воли к победе. Большое чувство в рисунках Е. Д. Белухи, А Ф. Пахомова, развертывающих в отдельных деталях жизнь ленинградцев. Серия рисунков-рассказов Н. И. Дормидонтова—особенно «Во дворе» и «Очередь за хлебом»—это целые повести о тяжелом быте, о лишениях людей, возбуждающие и великое уважение к ленинградцу, и великую ненависть к врагу родины. Серия тонко исполненных «Рисунков пером» Н. А. Павлова (наиболее удачное из его работ, представленных на выставке) показывает Ленинград в быту, сурово ощетинившийся для защиты.
Художников интересует все. Они пишут мужественных балтийцев, шагающих на фронт по улицам города, работу в разрушенном цехе завода, поход за водой, партизан, смело орудующих в немецком тылу. Их интересует все, что интересует ленинградца. На выставке есть сильные полотна и рисунки, есть более слабые (манерная, с излишним любованием «В фашистское рабство» В. А. Серова, несобранная и композиционно мало самостоятельная картина В. А. Раевской «Раненый партизан у крестьян в оккупированной деревне», отмеченная налетом эстетства монотипия Н. А. Павлова «После вражеского налета», некоторые другие произведения), но вся выставка вместе взятая—это нечто единое и целое— это поэма о городе-победителе, это сильнейший обвинительный документ против немецких разбойников, разрушителей, это поэма ненависти к немцу—лютому зверю, это поэма любви к своему городу, неиссякаемой любви к своей родине.
С. ГИНЦ.