От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 11 июля

11 июля наши войска на ОРЛОВСКО-КУРСКОМ и БЕЛГОРОДСКОМ направлениях продолжали отбивать атаки танков и пехоты противника.

Нашими войсками на Орловско-Курском и Белгородском направлениях за день боев подбито и уничтожено 162 немецких танка. В воздушных боях и зенитной артиллерией сбит 31 самолет противника.

На Орловско-Курском направлении противник, не достигнув успеха за все дни наступления, сегодня вновь пытался крупными силами прорвать советскую оборону. Немцы одновременно ввели в бой до 400 танков и большое количество пехоты. Бойцы Н-ского соединения отбили ожесточенную атаку противника. Все последующие атаки гитлеровцев также провалились. К исходу дня противник был отброшен на исходные позиции, оставив на поле боя много подбитых и сожженных танков. За день боя только на этом участке уничтожено свыше 2.000 солдат и офицеров противника.

На другом участке большая группа наших самолетов вчера рано утром нанесла удар по танковой дивизии противника, готовившейся атаковать наши позиции. В результате налета штурмовиков уничтожено несколько десятков вражеских танков, рассеяно и частью уничтожено до двух полков немецкой пехоты. Атака немцев была сорвана. Воспользовавшись дезорганизацией среди немецких войск на этом участке фронта, наши части атаковали гитлеровцев и выбили их из двух населенных пунктов.

На Белгородском направлении наши войска продолжали вести упорные бои с противником. Утром немцы начали сильный артиллерийский обстрел наших позиций. Затем крупные силы танков и пехоты противника перешли в атаку в нескольких направлениях. На позиции Н-ской части наступало более 100 вражеских танков. Наши бойцы уничтожили 34 танка, 3 бронемашины и 14 орудий противника. Орудийный расчет гвардии сержанта т. Смородина огнем с открытой позиции сжег 4 и подбил 3 немецких танка типа «Тигр».

Советская авиация прикрывает с воздуха наземные войска и наносит тяжелые удары по технике и живой силе немцев.

На Западном фронте разведчики под командованием т. Дутова проникли за передний край обороны противника и взорвали блиндаж вместе с находившимися в нем немцами. Возвращаясь обратно, наши бойцы встретились с отрядом гитлеровцев. В завязавшейся рукопашной схватке разведчики истребили 16 немцев и захватили пленных. Артиллеристы Н-ской части уничтожили 4 немецких орудия, разрушили 9 блиндажей и наблюдательный пункт противника.

Западнее Ростова-на-Дону гвардейцы-минометчики Н-ской части совершили огневой налет на скопление немецкой пехоты. Рассеяно и частью уничтожено до роты гитлеровцев. На другом участке группа наших разведчиков проникла в расположение немцев. Гранатами взорвано 3 дзота и истреблено 30 гитлеровцев. Захвачены трофеи.

Северо-восточнее Новороссийска две роты пехоты противника пытались боем разведать советские позиции. Наши бойцы встретили немцев ружейно-пулеметным и минометным огнем и вынудили их поспешно отступить. У проволочных заграждений осталось 75 трупов гитлеровцев. Артиллеристы Н-ской части разрушили 7 вражеских блиндажей и уничтожили 3 орудия, 10 пулеметов и минометную батарею противника.

На Ленинградском фронте огнем артиллерии и минометов разрушено 22 вражеских дзота, 5 наблюдательных пунктов и 13 пулеметных точек. Снайперы Н-ского подразделения за последние 25 дней истребили 158 немцев. Снайпер этого подразделения Алексей Федоров за время войны убил 244 гитлеровца.

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Брестской области, в течение июня месяца пустил под откос 24 немецких железнодорожных эшелона. Разбиты 16 паровозов и 340 вагонов. Партизаны этого отряда, действуя мелкими группами, совершили несколько налетов на вражеские гарнизоны и истребили свыше 100 солдат и офицеров противника. Партизаны другого брестского отряда на днях взорвали два немецких воинских поезда, следовавших к линии фронта.

Пленный унтер-офицер 2 роты 35 танкового полка 4 немецкой танковой дивизии Курт Блюме рассказал: «В ночь на 5 июля нам зачитали приказ Гитлера. В приказе говорилось, что завтра немецкая армия начнет новое наступление, которому суждено решить исход войны. Перед 35-м полком была поставлена задача прорвать оборону русских. До 100 танков полка вышли на исходные позиции. В это время нас атаковала русская авиация и вывела из строя несколько машин. В 5 часов наш батальон развернулся клином вдоль дороги и пошел в атаку. Достигнув гребня высоты, мы попали под перекрестный огонь противотанковых орудий и противотанковых ружей русских. Строй сразу нарушился, движение замедлилось. Соседний танк задымил. Передовой танк командира роты остановился, а затем попятился назад. Все, чему нас учили, потеряло смысл. Действия развертывались не так, как нам рисовали в школе. Тактика танкового прорыва, которой нас обучали, оказалась непригодной. Вскоре мой танк был подбит и внутри машины возник пожар. Я поспешил выскочить из горящего танка. На поле боя стояло не менее 40 подбитых танков, многие из которых горели».

Оперативная сводка за 12 июля

12 июля наши войска продолжали вести бои с противником на ОРЛОВСКО-КУРСКОМ и БЕЛГОРОДСКОМ направлениях. Особенно упорные бои шли на Белгородском направлении.

Нашими войсками на Орловско-Курском и Белгородском направлениях за день боев подбито и уничтожено 122 немецких танка. В воздушных боях и зенитной артиллерией сбито 18 немецких самолетов.

По уточненным данным, за 11 июля на Орловско-Курском и Белгородском направлениях в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбит не 31 немецкий самолет, а 71 самолет противника.

На Орловско-Курском направлении наши части отражали атаки противника. Атаки противник вел не столь крупными силами, как это было в предыдущие дни. За 7 дней напряженных боев гитлеровцы понесли большие потери. Отчаявшись прорвать советскую оборону, сегодня немцы стремились улучшить свои позиции на отдельных участках фронта. На одном участке пехота и танки противника несколько раз переходили в атаки, но последовавшим затем контрударом советских бойцов немцы были отброшены на исходные рубежи. Уничтожено до 1.000 вражеских солдат и офицеров, 17 танков, 6 орудий, 25 пулеметов и минометная батарея противника.

На Белгородском направлении продолжались ожесточенные бои. Танки и пехота противника, поддержанные артиллерией и авиацией, в течение дня неоднократно атаковали наши позиции. Не добившись успеха на одном участке, немцы переносили удары на другой. Однако все вражеские атаки потерпели неудачу. Подразделение под командованием гвардии капитана т. Доценко отразило две ожесточенные атаки немцев и истребило свыше батальона гитлеровцев. Н-ская танковая часть нанесла внезапный фланговый удар по наступающему врагу и уничтожила 46 немецких танков. До полка немецкой пехоты и 30 танков атаковали позиции, которые оборонял батальон, где командиром гвардии капитан т. Бельгии. В течение двенадцати часов гвардейцы отражали атаки гитлеровцев. Потеряв 15 танков и свыше 500 солдат и офицеров, противник был вынужден отступить. Экипаж танка под командованием лейтенанта т. Бутенко поджег один танк и тараном вывел из строя еще два танка противника. На минах, установленных саперами подразделения, где командиром т. Ивчар, за два дня подорвались 8 немецких танков.

На одном участке Калининского фронта разведывательная группа под командованием младшего лейтенанта т. Евграфова преодолела минные поля и ворвалась в немецкие траншеи. В рукопашной схватке разведчики истребили до 70 гитлеровцев. Захвачены трофеи и пленные.

На Волховском фронте наши подразделения обстреливали позиции и ближайшие тылы противника. Огнем артиллерии разрушено 12 немецких дзотов, потоплено 8 лодок, с пехотой, уничтожено 4 орудия и подавлен огонь нескольких артиллерийских и минометных батарей противника. Снайперы Н-ского соединения в течение дня истребили 59 немецких солдат и офицеров.

Партизанский отряд «Железняк», действующий в одном из районов Могилевской области, отбил у немецко-фашистских извергов большую группу советских детей. Этих детей немцы насильно отняли у родителей и переправляли их в военный госпиталь. Гитлеровцы собирались взять у детей кровь для переливания раненым немецким офицерам. Группа партизан другого отряда пустила под откос железнодорожный эшелон противника. В результате крушения уничтожены паровоз и 6 классных вагонов. Движение поездов на этом участке железной дороги было прервано в течение двух суток.

Пленный летчик 2 группы 5 отряда 3 немецкой бомбардировочной эскадры обер-фельдфебель Вилли Штромер рассказал: «Седьмого июля наш отряд в сопровождении истребителей вылетел на фронт для поддержки наступающих немецких наземных частей. Сбросить бомбы над целью мне не удалось. Сильный зенитный огонь у переднего края русских затруднил подход к цели. В это время совершенно неожиданно из-за облаков появился русский истребитель. Он атаковал мой самолет и поджег его. В следующее мгновение упал еще один самолет нашего отряда. Прикрывавшие нас истребители не оказали помощи, так как на них были молодые неопытные летчики.

Наступление, начатое немецкой армией 5 июля, задумано давно. Оно намечалось еще в мае-июне, но по неизвестным мне причинам откладывалось. Нам говорили, что первоначальная цель этого наступления - взять Курск и овладеть дорогой Орел-Курск-Харьков. По плану операцию предполагалось закончить в четыре дня. Однако на второй день командир группы заявил, что наступление развивается крайне неудовлетворительно, так как командование допустило большой просчет. Оборона русских оказалась значительно сильнее, чем все думали. По его словам, наступление уже провалилось. Впрочем, так думает не только он один, но и многие другие офицеры».