О НОВЫХ РАБОЧИХ ИЗ УЗБЕКИСТАНА

В цех прибыло пополнение. На сей раз это были рабочие, приехавшие из далекого Узбекистана.

Всю жизнь они возделывали хлопок, ухаживали за скотом и теперь впервые очутились в шумном и многолюдном цехе завода. Все было незнакомо узбекам: и замысловатые аппараты, и сложные механизмы, и весь напряженный ритм работы.

К новичкам подошел начальник цеха тов. Жук. Дружески поздоровавшись с каждым за руку, он добродушно спросил:

— Что, непривычно? Ничего, ничего... Мы научим вас работать и управлять этими аппаратами.

Не каждый понял, что им сказал начальник,- но все догадались — с ними говорил хороший человек, их доброжелатель и друг.

Начальник повел узбеков по цеху и где словами, а где жестами, мимикой об’яснял назначение оборудования и характер производства.

Чтобы дать возможность новым рабочим освоиться в цехе, всех их использовали сначала в качестве подсобников. Но не было дня, чтобы начальник цеха не подходил к ним справиться о делах, о самочувствии.

Как-то вечером он пригласил их к себе на беседу. Между ними начался непринужденный дружеский разговор на разных языках, но близкий и понятный по духу.

Заговорили о войне. Яков Филиппович сообщил, что сам он также не местный, приехал на Урал с Украины, работать и помогать фронту. Он рассказал, как замечательно жил до войны украинский народ, как он ненавидит теперь своих поработителей, немецких оккупантов. В свою очередь гости за чашкой чая рассказали об Узбекской республике, о том, как она помогает Красной Армии громить врага.

— Многие наши сыны,— сказал Кодыр Дияров,—мужественно защищают родину с оружием в руках. На фронте находится также и мой сын.

— Вот ты ему и должен теперь помогать громить немцев,— вставил Яков Филиппович.

Беседа продолжалась еще долго. Уходя, гости крепко пожали на прощанье руку «директору», как называли они своего начальника цеха.

На завтра, когда тов. Жук, пришел на работу, все узбеки уже были в цехе. В этот день они работали с особым под’емом.

Начальник цеха продолжал внимательно наблюдать за новыми рабочими. Убедившись, что они смело осваивались с обстановкой, он стал постепенно переводить их к аппаратам. Труд командира и воспитателя не пропал даром. Почти все рабочие хорошо изучили технологический процесс, а такие, как Касим Исианов, Кодыр и Ахмед Дияровы и другие, намного перевыполняют повышенные задания.

Все ли, однако, руководители калийного комбината могут сказать, что они относятся к рабочим нерусской национальности, как тов. Жук? Нет! В горном, в транспортном и других цехах большинство новичков еще не справляется с работой, не выполняет норм, а подчас нарушает дисциплину. Это прямой укор партийной и профсоюзной организациям комбината. Они очень мало уделяют внимания обучению и воспитанию нерусских, молодых рабочих.

— Языка не знаем,— говорят на комбинате.

Ширма для бездельников!

Опыт тов. Жук — убедительное доказательство того, что и не зная языка, можно вовлечь новых рабочих в активную общественную жизнь. Среди узбеков есть и хорошо владеющие русским языком. Они могли бы стать ближайшими помощниками партийных и профсоюзных работников, но к их услугам не прибегают. Ни в цехе, ни в общежитии, где живут узбеки, нет ни одного призыва и плаката на узбекском языке. А разве это так трудно сделать?

При помощи таких людей, как Ахтан Нармуратов можно было бы и беседу провести, и сводку с фронта прочитать, и стенную газету оформить. Но никакой политико-массовой и культурно воспитательной работы с трудящимися, приехавшими из Узбекистана, не проводится. Они даже в кино ни разу не были. А ведь в своем родном селении они так часто смотрели звуковые фильмы.

Отсутствие заботы о новых рабочих особенно сказывается на их бытовых условиях. Мы побывали в общежитии, где живут узбеки. Шел дождь и сквозь дырявую крышу на пол стекала вода. Во многих комнатах выбиты окна. Стены и потолок в копоти, так как трубы давно не чищены.

Узбеки очень любят чай. Между тем, вот уже несколько дней «титан» бездействует.

— В чем дело?

— Дров не привезли, поясняет комендант т. Вахрушева.

Трудящиеся узбеки — горячие патриоты нашей родины. Вместе со всеми тружениками тыла они хотят выполнить свой долг перед страной и фронтом. В этом им нужно помочь. А лучшая помощь — это внимание к человеку.

В. БАКШТ.

г. Соликамск. Соликамский калийный комбинат.