„ЗВЕЗДА СЕВИЛЬИ”

Премьера в Молотовском областном, драматическом театре

О непримиримом, не признающем никаких сделок с совестью чувстве чести, о внутреннем чувстве долга трактует «Звезда Севильи»—пьеса великого испанского драматурга Лопе де-Вега. Лобовая защита гуманистических принципов, столь близких представлениям о чести, и чувстве человеческого достоинства советского гражданина, сближает эту пьесу—трагедию, написанную более 300 лет назад, с нашими днями. А поистине изумительный драматургический талант великого испанца, создателя комедии «плаща и шпаги» (комедии необычайно развитой сюжетной интриги) и сейчас заставляет удивительно свежо воспринимать со сцены его творения.

Молотовский театр смело взялся за постановку этой почти неизвестной у нас пьесы. И постановщик ее, засл. деят. иск. И. С. Ефремов, а с ним и весь театр добились большого успеха.

Обходя далекие нам наивно-монархические взгляды Лопе, его идиллические представления о природе королевской власти, театр представил трагедию о чести, подчеркнув демократические взгляды Лопе (никакая сила, даже сила королевской власти, не может властвовать над честью!). Разрешив так спектакль, постановщик сделал его в то же время ярким, сочным, занятным зрелищем, в духе испанского театра.

На фоне очень удачного оформления художника спектакля Д. А. Смолина (густота красок, общий романтический колорит, умелое использование малой сцены) актеры театра разыгрывают все головокружительные события пьесы.

Центральный образ пьесы — образ дона Санчо Ортиса, благородно одержимого идеей

чести, идущего ради нее на убийство лучшего своего друга, на убийство своего возможного и близкого счастья-соединения с любимой девушкой — ярко воплощает Г.В. Городецкий. Страстность натуры, кипение чувств выражены им одновременно и человечески, и театрально - приподнято, в духе театра Лопе де-Вега. В этом смысле очень удачен монолог его во втором акте перед столкновением и убийством Табера Бусто, брата любимой Ортисом девушки.

Король в исполнении Н. А. Слободского отвечает мысли пьесы, но сценически образ его развивается неровно: в первом акте Слободской показывает его со значительным налетом иронии, даже просто насмешки, а затем совершенно бросает этот иронический тон, оставляя зрителя еще какое-то время в недоумении: как же относиться к этому персонажу.

А. М. Чупрунова лишь во второй половине спектакля совсем входит в образ Эстрельи, «звезды Севильи», достигая большого успеха в последних трагических сценах. Вначале она не уверенна и несколько бледна. Хорошо исполняет Д. И. Бронев роль Табера Бусто, В. В. Григорович—слуги Клариндо, И. И. Задорожный - дона Ариаса, советника короля.

Спектакль имеет и недостатки. Он перегружен некоторыми картинами, вызванными к жизни лишь техникой вращающейся сцены. Трудное искусство чтения стихов со сцены дается актерам не в полной мере и требует еще большой работы. Это все, однако, не мешает быть спектаклю ярким и интересным.

С. ГИНЦ.