Полетаевский жнец

Александр Яковлев, 60-летний кряжистый старик, славится в своем колхозе, как замечательный машинист жнейки. Высоко ценят колхозники и Петра Каурова, который умеет косить полеглую рожь с четырех сторон. Он с первого же дня уборки выкашивает не менее 5 гектаров. Довелось слышать еще о Куделькиных, о Ладельщиковых, но все же трудно им тягаться с полетаевским машинистом Александром Васильевичем Яковлевым, жнецом колхоза «Красный партизан».

Десятый год по узким проселочным дорогам выезжает на колхозную страду старый жнец. Перед тем, как запрячь лошадь, Яковлев проверяет каждый рычаг, шестеренку, валик машины.

...По студеной росе отпечатывает свежий след машина. Погонщик направляет коня к Старцеву логу. Отсюда они начинают первый хлебный прокос. Над полями клубится утренний туман. В логу сыро и отдает хвоей. Вот и приехали. Яковлев быстро обходит все поле: срывает колосья, мнет их; в широкую загрубелую ладонь крошится янтарное зерно.

— В самый раз поспело, можно начинать страду, — решает старик.

И вот уже ровной полоской ложатся прокосы.

***

Хлеба стоят стена к стене, под тяжестью колосьев гнутся стебли. Чтобы не раскрошить зерно, нужно искусство делать прокосы с величайшей осторожностью. Так и делает Александр Яковлев.

— Для машиниста нынешняя жатва-дело трудное, — говорит он. Ветер разворошил хлеба и так и этак; они ложатся на платформу не параллельными пластами, а вкрест. Как тут быть, как сделать, чтобы не валился на землю лишний колос? Применил я маленькую хитрость: делитель веду у самой стенки хлебов, а если колосья валятся от машины, я подгоняю лошадей, тогда стебельки укладываются прямо на платформу.

Весь свой жизненный опыт мобилизовал колхозный жнец, все свое мастерство подчинил одной мысли: собрать с общественного поля все зернышки до единого, все колоски. Ко всему относится он с исключительным вниманием.

— Вот, хотя бы, грабли, — рассуждает Александр Васильевич, — их у самосброски нужно тоже ставить аккуратно. Я им даю такой ход, что одно крыло идет ниже, а остальные три ступенью повыше. Горсть прихлопывают плотно, стебли не падают на полосу. Коса у моей самосброски острая, наточенная и режет она хлеб на четверть от земли.

Таковы производственные «секреты» Яковлева. Кажется, ничего особенного не открывал этот простой колхозный жнец, но Полетаево подсчитало и решило: при такой экономичной косьбе можно сохранить от потерь полцентнера и даже центнер зерна с гектара, а это значит дополнительные тонны хлеба.

В. БИРЮКОВ.

Колхоз «Красный партизан», Кишертского района.