На юге

Июльское наступление немцев обострило опасность, нависшую над нашей родиной. Сосредоточив огромные силы немецко-фашистское командование пыталось одним ударом опрокинуть наши армии, вырваться на равнину между двумя великими русскими реками — Доном и Волгой.

Вначале нампы хотели сделать Воронеж исходным пунктом для осуществления своих далеко идущих планов. Вся первая половина июля прошла под знаком ожесточенного сражения в верховьях Дона и непосредственно в районе Воронежа. Немцы думали, что им удастся быстро прорваться сквозь нашу оборону и двигаться дальше уже по инерции, разваливая наши тылы, дезорганизуя управление, уничтожая наши армии по частям. Врагу удалось продвинуться, но главную свою задачу он не смог решить. В том-то и сказалось коренное отличие боев нынешнего года от боев прошлогодних, что возросшие стойкость и умение наших частей заставили противника уже на первом этапе заступления вводить в бой основные силы и резервы своих армий. Несмотря на усилия немцев, их продвижение в районе Воронежа но только не убыстрялось, но с каждым днем замедлялось и, наконец, остановилось.

Тяжелые потери в людях и технике вынудили немцев перейти здесь к обороне. Противник закрепляется, яростно сопротивляясь атакам наших войск. Задача защитников Воронежа — очистить от немцев район города, опрокинуть их за Дон. Наши части отвечают перед родиной за то, чтобы ни один немец не оставался на восточном берегу Дона, чтобы впредь ни один немец не перешел Дон. Не давать врагу закрепиться, изматывать его непрерывными ударами, заставить его пятиться назад!

Еще во время наступления в верховьях Дона немцы расширяли его зону все дальше на юг. Когда же в ходе сражения им не удалось достичь решающего результата: они усилили нажим на юге. Превосходящие силы врага прорвались в район Миллерово. Пользуясь выгодным плацдармом, нависающим над нашим южным фронтом, враг стремится непрерывно развивать успех. Ему удалось захватить часть нашей территории. Он рвется к югу, на Ростов, хочет полностью овладеть Донбассом, угрожать Северному Кавказу и Кубани, индустриальному сердцу Волги —Сталинграду.

Этот богатейший край всегда был заманчивым куском для врагов нашей родины. О положении в июле 1918 года, когда немцы оккупировали Украину, а белогвардейские наймиты кайзеровского империализма по прямому приказу германского командования рвались к Царицыну и Северному Кавказу, товарищ Сталин писал: «Богатства юга России (хлеб, нефть, уголь, скот, рыба) сами по себе распаляют алчные аппетиты хищников империализма, старающихся оторвать от России этот важный уголок». Теперь, через 24 года, гитлеровские империалистические разбойники занесли свою жадную лапу над важным краем, хотят оторвать его от севера.

Опасность на юге велика. Озверелый враг напряг все свои, еще очень значительные, силы и рвется вперед. Сейчас центр грандиозной битвы переместился на юг. Там решается вопрос: удастся ли врагу осуществить свои стратегические планы и тогда угроза нашей родине удесятерится, или мы остановим врага, нанесем ему здесь такой удар, который расчистит путь к нашей победе.

Можем ли мы остановить врага? На это есть один ответ: безусловно можем!

В силах ли мы устоять перед его натиском, нанести ему такой удар, который подорвет его наступательные действия? И на это есть только один ответ: да, в силах!

Эта уверенность основывается на годичном опыте войны, на реальном соотношении сил, на неисчерпаемых возможностях, которые заключаются в героизме наших бойцов и командиров, в ненависти к врагу, готовности пойти на любые жертвы во имя победы. Эта уверенность основывается на том, что враг ежедневно несет тяжелые потери, которые, несмотря на его временные успехи, все больше подтачивают силу германской армии.

В ходе борьбы с немецко-фашистскими полчищами мы пережили уже немало трудных, критических дней. Было время, когда враг многомиллионной лавиной наступал по всему фронту — от Черного моря до Ледовитого океана — но мы не дрогнули, не согнулись, мы нашли в себе силы устоять перед этим исступленным натиском, преградить путь врагу. Было время, когда Ленинграду угрожала непосредственная опасность вражеского вторжения, враг уже готовился торжествовать победу, — но защитники Ленинграда не пали духом, они нашли в себе силы сломить наступательный прорыв немцев, отстоять великий город. Было время, когда со многих направлений немецкие войска остервенело рвались к Москве, бои уже кипели на подступах к столице, но защитники Москвы до конца выполнили свой долг, они нашли в себе силы остановить врага, отбросить его и разгромить немецко-фашистские войска под Москвой.

Теперь грозная обстановка создалась на юге. Немцы бросили сюда большое количество танков, авиации, других родов войск. Враг не останавливается ни перед чем, лишь бы пробиться вперед, лишь бы осуществить здесь свои захватнические планы. Но воины Красной Армии и на этот раз, как и в другие трудные дни, могут и должны сорвать замыслы немецко-фашистских захватчиков. Защитники советского юга могут и должны найти в себе силы, чтобы остановить врага, обессилить его тяжелыми потерями. Этого ждет от них весь советский народ, взоры которого в эти дни прикованы к боям на юге. К этому обязывают их все боевые традиции, весь боевой путь Красной Армии, славные знамена которой всегда были, есть и должны быть незапятнанными. Этого требует от них родина. судьба которой решается ныне на полях ожесточенных битв.

Немецкое наступление на юге должно быть остановлено во что бы то не стало. Для этого наши люди должны проникнуться сознанием всей серьезности положения, понять до конца, что каждую пядь земли на советском юге нужно защищать, не щадя ни крови своей, ни самой жизни.

Немцы не должны пройти на юге! Каждый их шаг вперед угрожает жизни нашей родины.

Отстояв юг, мы обескровим немецкую армию. Отстояв юг, мы разрушим надежды немцев на летнюю кампанию, приблизим победу над врагом.

(Передовая "Красной звезды" от 19 июля).