Учащиеся—на помощь колхозам!

Колхозы и совхозы Молотовской области накануне уборочных работ. От быстрой своевременной уборки во многом зависит судьба урожая. Большую помощь успешному проведению уборочной обязаны оказать школьники. В прошлом году 114 тысяч учащихся области работали на колхозных и совхозных полях, заработав свыше 4 миллионов трудодней. В этом году по договору со Свердловской и Челябинской областями школьники обязались выработать не менее 5 миллионов трудодней. Это нелегкая, однако, вполне выполнимая задача.

В своем постановлении об участии школьников в сельскохозяйственных работах 1943 года Молотовский облисполком наметил ряд мероприятий, направленных на своевременное и полное использование учащихся на работах в колхозах. Местным организациям предложено создать нормальные условия для учащихся, занятых на сельхозработах (питание, общежития, обслуживание и т. д.). Этим же решением облисполком возложил ответственность за участие школьников в сельхозработах на директоров школ.

Отдельные работники народного образования поняли всю важность организованной посылки учащихся на полевые работы.

Они своевременно скомплектовали школьные отряды, заключили договоры с колхозами, совхозами, тщательно продумали режим дня на полевых работах.

Большую помощь оказали школьники колхозам в подготовке и проведении весеннего сева, но массовое участие школьников в сельскохозяйственных работах началось в июне месяце.

В Верхне-Муллинском районе (заведующая районо тов. Лепицкая) создано 75 школьных отрядов -1372 учащихся. Выделены преподаватели в качестве руководителей отрядов. Учащиеся школ этого района помогли колхозам посадить 300 гектаров картофеля, 300 гектаров овощей. Ребята засилосовали 50 тонн кормов. Сейчас они заняты на прополке хлебов.

Вышли на колхозные поля и учащиеся школ Нытвенского района (заведующий районо тов. Некрасов). Многие учащиеся на пахоте, бороновании, посадке овощей и картофеля выполняют нормы взрослых колхозников. Школьники показывают пример дисциплинированности, выдержанности. Ими уже заработано 1264 трудодня.

Хорошо подготовлены к полевым работам учащиеся Юго-Осокинского района (заведующий районо тов. Лебедев). Директоры и заведующие школами представили в районо подробные планы участия школьников в сельхозработах. Планы были обсуждены на совещании при районных отделах народного образования, а потом утверждены исполкомом райсовета 2100 учащихся до 12 лет должны выработать 73.500 трудодней, 1100 учащихся 13—14-летнего возраста—55 тысяч трудодней, 360 учащихся старших возрастов, — 25200 трудодней. Свои обязательства югоосокинцы подкрепляют делом. Уже выработано 1870 трудодней.

За энергичное участие в сельхозработах летом прошлого года Бумстроевская средняя школа № 12 Соликамского района получила первую премию Нарком совхозов, педагогический коллектив и учащиеся решили и в этом году добиться высоких показателей работы на колхозных полях.

Еще зимой дирекция школы заключила договор с совхозом «Бумстрой». Условия договора доведены до каждого учащегося. На родительских собраниях подробно обсуждался вопрос о полевых работах школьников. Первая партия в 125 ребят выехала 6 июня, вторая партия в 135 ребят — 7 июля. Решили, как и в прошлом году, жить лагерем, ввести строгий порядок и дисциплину.

Первый день работы дал вполне удовлетворительные результаты. Отделение Халфиной выполнило план на 167 процентов, Нагорной — на 167 процентов. Голубевой — на 147 процентов. Дирекция совхоза обеспечила учащихся питанием, жильем, медицинским обслуживанием. Учащиеся живут в просторных комнатах, где есть электричество, радио, настольные игры. Есть красные уголки. Ребята умеют работать, умеют и повеселиться. Организованы драматический и хоровой кружки. К услугам ребят новинки художественной литературы. Настроение у ребят бодрое. Они соревнуются между собой. Девиз их, как и в прошлом году, остается таким же:

— Помогать совхозу — это значит помогать фронту!

Активно помогают колхозам школьники Оханского, Сосновского, Нердвинского, Чусовского районов. 1900 учащихся начальных школ Верещагинского района работают на прополке кок- сагыза. Ребята взяли шефство над этой культурой.

К сожалению, не везде серьезно отнеслись к использованию пионеров и школьников на сельхозработах. Повторяются ошибки прошлого года. Отдельные председатели сельсоветов и колхозов отказываются принимать школьников. Не везде выработаны нормы для ребят по возрастам. Попрежнему плохо обстоит с учетом. Пора понять, что учет заработанных трудодней ведет руководитель отряда, отделения, бригады. Педагог, являющийся руководителем отряда, должен сообщать школьнику, сколько выработал отряд в целом, сколько выработал каждый.

Кое-где учащимся не отводят определенных участков. Школьников иногда гоняют с участка на участок. Теряется время. Вину за это надо возложить на тех председателей колхозов, бригадиров, которые считают обычным явлением, если, положим, отряд 2—3 дня проходит без дела. Это недопустимое явление, это политическое недомыслие иных руководителей. Председатели колхозов, бригадиры обязаны полностью использовать всех школьников, посланных из городов и поселков.

Наряду с активной работой на колхозных полях нельзя забывать пришкольные участки. Площадь пришкольных участков в этом году по сравнению с прошлым годом в несколько раз увеличилась. Надо хорошо поработать на колхозных полях, но не забывать и о пришкольном участке.

В прошлом году силами школьников в колхозах проведены тысячи докладов, бесед на литературные и общественно - политические темы. Школьники обслуживали колхозников художественной самодеятельностью, помогали в выпуске стенных газет, боевых листков. В этом году массовая культурно-политическая работа должна быть усилена. Почитать газету, сообщение Совинформбюро колхознику, принести ему в бригаду, на культстан книгу — все это является долгом советского школьника.

Участие школьников в сельхозработах имеет военно-политическое значение. Школьники, если их умело и правильно использовать, окажут неоценимую помощь сельскому хозяйству области.

В. Мосягин - зав. Молотовским облоно.