Молодые горняки

За время Отечественной войны кадры угольного Кизела намного изменились. В лапы и забои опустились сотни новых рабочих, юношей и девушек. Они настойчиво взялись за освоение горняцких профессий. И большая часть из них уже стала в ряды мастеров высокой добычи угля.

...Шахта Капитальная № 6. Первенство здесь принадлежит молодым горнякам-навалоотбойщикам, работающим в бригадах комсомольцев Ивана Коско, Михаила Балалейника и Соловья. Каждая из этих бригад только за первую половину этого года выдала на-гора сотни тонн высокосортного коксующегося угля сверх плана.

Бригада Ивана Коско была организована в августе прошлого года. В состав ее вошли новички тт. Карпычев, Сироткин, Луганский и Фарбер.

Когда на фронт уходил член бригады, хороший навалоотбойщик тов. Карпычев, ребята ему заявили:

— Угольком тебе поможем, бей только немцев покрепче. А бригаду нашу фронтовой назовем.

И стала с тех пор бригада Ивана Коско фронтовой. А вскоре она вступила в соревнование о бригадой револьверщицы завода имени Дзержинского тов. Губиной. Еще сильней поднажали молодые шахтеры на уголь, стали выполнять задания на 120 процентов. На-днях косковцы подвели первые итоги своей работы в этом году. Оказалось, что они выдали на-гора 4180 тонн угля сверх плана.

— А ведь маловато это, ребята, — оказал бригадир, глубоко пряча свою радость, — как бы не обогнали нас.

— Да это кто же обгонять-то нас собирается? — попробовали было отшутиться члены бригады. Но бригадир стал серьезен и предупредил их:

— А вы забыли о наших девушках - навалоотбойщицах.

Патриоты поинтересовались результатами работы девушек-навалоотбойщиц. Оказалось, что и молодые горнячки бригады тов. Егоровой работают по-стахановски. В июле они выдали сверх плана 400 тонн высокосортного коксующегося угля.

Не только на тахте Капитальная № 6, но и на других молодые горняки работают по-стахановски. На шахте им. Володарского почетное место в соревновании занимают девушки машинисты подземных шахтных электровозов. Маруся Филатова и Маруся Шаркова.

Недавно еще Маруся Филатова была поездовой. Однажды вместе с машинистом она вела большой угольный состав к под’емному уклону. Электровоз шел полным ходом. Маруся знала: впереди их только что отправился такой же большой угольный состав. «Как бы не наскочить на него и не наделать крупной аварии, тем более, что в этом месте большой под’ем. Надо подать машинисту сигнал, чтобы он сбавил скорость», — так думала Маруся Филатова, сидя на буфере последнего вагона. Маруся начала махать лампой. Электровоз шел прежней скоростью. Поездовая повторила свой сигнал. Однако, электровоз мчался и мчался вперед все ближе и ближе к уклону. Он мог наскочить на шедший впереди состав и столкнуть его в ствол уклона. И тогда... Маруся не могла допустить этого. Еще энергичнее стала давать сигналы машинисту. И вдруг машинист ответил ей частыми и обрывистыми звонками. Это был плохой сигнал: у электровоза испортился тормоз, о и не в силах был сдержать напора 20 вагонеток, доверху напруженных углем. Авария казалась неминуемой. А тревожные сигналы повторялись.

Надо было действовать быстро, моментально. Только одна секунда ушла на раздумье. Побаловал спрыгнула с буфера вагонетки, стукнулась о стойку. Напрягая все свои силы, побежала за составом. Вот она поравнялась с его серединой, стала подбрасывать под колеса вагонеток чурки и куски породы. Находчивость девушки помогла. Чурки попали пол вагонетки. Три или четыре вагонетки сошли с рельс, зато весь состав был остановлен во-время. А до шедшего впереди поезда оставалось ведь всего 20 метров. Удалось предотвратить крупную аварию.

Так работают, так трудятся в эти дни молодые шахтеры Кизела.

А. СТРОКИН.