Игнорируют формировку далматовских плотов

Плоты конструкции инженера-орденоносца Якова Борисовича Далматова, известные под названием далматовских, завоевали признание сплавщиков и речников всего Союза.

В отличие от обыкновенного плот Далматова состоит из 2—3 секций, каждая из которых на известном расстоянии друг от друга соединена с другой стальными цинками. Секция имеет обтекаемую форму удлиненного шестигранника и напоминает собой лодку. В этом одно из преимуществ конструкции, позволяющей, уменьшая лобовое сопротивление плота, увеличивать скорость буксировки процентов на 20.

Такое построение нескольких секций называется баржевым и позволяет маневрировать, что невозможно при старых конструкциях. Каждая секция крепится одновременным цепным сплетником. Получается огромная устойчивая рама, внутри которой помещаются пучки древесины, торцами плотно вошедшие друг в друга.

Конструкция Далматова дает огромную экономию такелажа. Сокращается во много раз потребность в цепях для пучков, так как они окружены жесткой бревенчатой рамой. Потери древесины в тысячекилометровом пути сводятся к нулю. В 15—20 раз увеличивается оборот такелажа. Снятую при формировке с пучков проволочную обвязку можно сейчас же возвращать в сплоточный рейд и пускать в работу. А раньше весь такелаж, шел с плотом за тысячи километров и возвращался только через 2—2 ½ месяца. Исчезает сейчас и необходимость брать на плот тяжелое сложнее хозяйство: якори, лоты, канаты. Сплотка вообще почти освобождается от употребления металлических изделий. Добавим к этому, что для формировки далматовских плотов требуется гораздо меньше времени и рабочих рук, чем обычно.

Практика подтвердила достоинства этой замечательной конструкции и убедительно доказала целесообразность внедрения ее повсюду, где идут формировочные работы. Однако, на деле получается не совсем так. Без всяких оснований в навигацию 1942 г. на Керчевском рейде, а нынче—в крупнейшем формировочном Тюлькинском рейде упорно саботируют строительство плотов по системе Далматова. Достаточно сказать, что план организации и формировки плотов этой конструкции сорван. Сам рационализатор, прибывший для руководства формировочными работами, встретил непонятный молчаливый саботаж руководителей Тюлькинского рейда. На словах-то и директор рейда тов. Елшин и технический руководитель плавный инженер т. Бахарев все готовы сделать. Но чуть доходит до дела—ни с места. Что это, непонимание насущных нужд государства в военное время или прямой срыв важнейшего дела? Ведь сумели освоить далматовскую систему в Орлинском и Иньвенском рейдах, на рейдах Северной Двины.

Непонятна позиция треста «Камлесосплав», отлично осведомленного о ходе дел. В частности весьма сведущ в этом вопросе главный инженер треста тов. Фокин. Но трест стоит на позиции невмешательства.

Сейчас конструктор Далматов работает над усовершенствованием своего плота. Он хочет полностью освободить его от металла, в частности заменить деревом цинки, связывающие между собой частицы воза. Безразличие консервативных руководителей не расхолаживает усилий настойчивого рационализатора. Но дело не в этом. Интересы государства требуют, чтобы плоты новой конструкции широко и как можно скорее были применены на сплаве.

Выездная редакция «Звезды» на сплаве.

Тюлькинский рейд.