Крупная страница в истории театра

Проф. Б.Э. ХАЙКИН — засл. деятель искусств. художественный руководитель театра им. Кирова

Театр имени С. М. Кирова заканчивает свою работу в г. Молотова, продолжавшуюся почти 3 года. Много чудес показал всему миру единый и сплоченный советский народ за годы великой Отечественной войны. Одним из самых больших чудес является способность коллективов и предприятий, переброшенных с запада на восток, быстро возобновить свою деятельность на новой почве, всецело подчинив ее задачам обороны нашей Родины от озверелых фашистских захватчиков.

Весь мир был удивлен тем, как быстро начали делать наши заводы и фабрики, переброшенные с запада новые пушки, танки и мощное вооружение для нашей доблестной Красной Армии. Но не менее удивительной явилась и способность культурных учреждений, в частности, театров Ленинграда и Москвы, быстро возобновить и организовать свою деятельность на новых местах, также всецело подчинив её задачам обороны нашей Родины.

Конечно, подобные удивительные явления возможны только в СССР потому что только у нас народ в одинаковой степени чувствует себя полноправным хозяином, где бы он ни находился, в какие бы условия он ни был поставлен.

Я вспоминаю встречу с композитором Д. Д.Шостакович в Куйбышеве в 1942 году, когда он сказал, что его домом является весь СССР, но все же его квартира - Ленинград. Вот мне думается. что именно

такие эмоции сейчас переживают работники коллектива театра Кирова, Только потому, что Молотов явился для нас в полной мере домом, возможна была интенсивная и плодотворная деятельность театра на протяжении минувших лет эвакуации.

Все слои общественных организаций города промышленные предприятия, культурные учреждения, военные организации оказывали театру необходимую поддержку. проявляли большой интересе к его работе, помогали ему в преодолении трудностей, возникающих на его пути.

В истории театра им, Кирова, существующего 88 года, период пребывания в Молотове, займет очень большое место. То что театр попал в Молотове на крепкую почву, дает ему возможность в дальнейшей своей деятельности разрешить большие идейно-политические задачи, стоящие перед ним.

Основные творческие кадры не только сохранены, но за период эвакуации в большинстве достигли новых производственных успехов.

Поэтому театр должен взять на себя в отношении Молотова ряд обязательств, о которых нужно помнить всему коллективу и за выполнение которых должен нести ответственность каждый работник театра.

Частично эти обязательства мы уже выполняем сейчас: для работы в Молотовском оперном театре остается группа артистов театра им. Кирова, представляющая мастеров высокой квалификации, которая, безусловно, будет способствовать росту и успехам Молотовского театра оперы и балета также насчитывающего более трех четвертей века своего существования. Этим мы не ограничиваемся. Все, что будет в силах, театр Кирова в дальнейшем будет делать для того, чтобы поддержать сейчас младшего собрата по искусству Молотовский театр; для того, чтобы сохранить установившуюся связь между театром Кирова и молотовцами. Театр Кирова сможет оказывать регулярную помощь и квалифицированными творческими кадрами, которые будут периодически здесь работать и необходимым инвентарем и консультацией мастеров (дирижеров, режиссеров, художников и т. п). Гор. Молотов явился для коллектива Театра им. Кирова родным домом, родной почвой нашей великой советской Родины, где в суровые годы войны и коллектив в целом и каждый его участник в отдельности нашли тепло, внимание и заботу.

Сейчас, расставаясь с этим городом, каждый сотрудник театра имени Кирова от всего сердца говорит спасибо нашей непобедимой Красной Армии во главе с гениальным полководцем товарищем Сталиным, партии и правительству, проявившим заботу о театре, и гражданам города Молотова, оказавшим театру большое внимание и честь.

На снимках: Сцена из первого акта оперы Коваля «Емельян Пугачев» и сцена из третьего акта балета Хачатуряна «Гаянэ» в постановке театра им, Кирова