Генерал-лейтенант авиации Н. ШИМАНОВ
Советская авиация — гроза для немецкой армии
В победоносных боях, проведенных Красной Армией против гитлеровских полчищ, великую роль сыграла советская авиация. За два года войны Германия потеряла 43 тысячи самолетов. Подавляющей большинство их сбито советскими летчиками в воздухе и уничтожено на аэродромах противника. Новым ярким свидетельством мощи наших воздушных сил и высокого мастерства сталинских соколов явились бои по ликвидации летнего немецкого наступления и за овладение Орлом и Белгородом.
С первых дней отечественной войны, когда численное превосходство было на стороне немецкой авиации, советские летчики наносят врагу сильные удары.
В ноябре 1941 года товарищ Сталин заявил: «Наша авиация по качеству превосходит немецкую авиацию, а «наши славные летчики покрыли себя славой бесстрашных бойцов». С тех пор советская авиация еще более выросла и количественно и качественно, закалилась в жестоких боях и неоднократно доказала на деле свое превосходство над немецкой авиацией.
Наши мощные воздушные силы созданы героическим трудом советского народа. Решающую роль в этом сыграли большевистская политика индустриализации страны, сталинские пятилетки, в период которых были созданы металлургия, машиностроение, моторостроение, построены мощные заводы по производству алюминия. Уже подводя итоги первой пятилетки, товарищ Сталин мог сказать: «У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь». В последующие годы правительство и партия еще более расширили производственную и научно -техническую базу авиации, увеличили ее мощь.
В Советском Союзе выросли воспитанные партией и товарищем Сталиным талантливые конструкторы, создавшие первоклассные самолеты, моторы и вооружение. Яковлев, Ильюшин, Лавочкин, Шведов, Поликарпов, Сухой, Микоян, Микулин заслуженно пользуются мировой известностью. Наши «Яковлевы», «Ильюшин-2», «Петляков-2» и «Лавочкин-5», наши мощные дальние и ночные бомбардировщики не только не уступают, но во многом уже превзошли лучшие немецкие конструкции истребителей и бомбардировщиков.
Еще задолго до войны Советский Союз стал могучей, авиационной державой. Наши гордые соколы, вдохновляемые товарищем Сталиным, в годы мирного строительства прокладывали для человечества новые, воздушные пути, высоко держали знамя новаторства. С именами советских летчиков связаны великие творческие дерзания, блестящие перелеты.
В труднейших условиях войны советский народ уделяет исключительное внимание своему любимому детищу — авиации. Государственный план выпуска боевых самолетов в 1942 году был значительно перевыполнен. Перевыполнен он и в первом полугодии текущего года. Причем в 1942 году произведено самолетов на 75 процентов больше, чем в 1941 году, а в 1943 году производится еще больше, чем выпускалось в 1942 году. Важнейшим достижением авиапромышленности является и то, что она значительно повысила мощность моторов, улучшила летные качества и усилила огневую мощь боевых самолетов.
Наша промышленность в период войны сумела усовершенствовать выпускаемые конструкции самолетов и освоить новые. Недаром в ряду знаменосцев передовой науки — лауреатов Сталинской премии одно из первых мест занимает отряд авиастроителей.
Самолет-штурмовик «Ильюшин-2», подобного которому не имеет никакая другая армия мира, сейчас усилен броней, огнем. Последние типы истребителей «Яковлев» по вооружению, скорости, летным качествам намного лучше новейших усовершенствованных типов «Мессершмитта», «Лавочкин-5» — гроза немецких истребителей и бомбардировщиков. В руках искусных и храбрых советских летчиков он действует с неотразимой силой.
Авиация — это непрерывный прогресс технической мысли. То, что сегодня является мировым рекордом, завтра может быть перекрыто, устареть. Об этом всегда должны помнить творцы оружия для военно-воздушных сил Красной Армии. Не останавливаться на достигнутом, неустанно двигаться вперед, совершенствовать выпускаемые самолеты и моторы и создавать новые, еще более первоклассные конструкции — святая обязанность работников советской авиапромышленности.
Наша авиация по праву называется сталинской, а наши летчики — сталинскими соколами. Сталин стоял у колыбели советского Военно-Воздушного Флота. Он пестовал и растил советских конструкторов и летчиков. И теперь, в суровые дни войны, товарищ Сталин вдохновляет и ведет в бой крылатых сынов советского народа.
Наши летчики сочетают в себе лучшие чарты русского народа— храбрость, беззаветную любовь к родине, непримиримость к врагу и непоколебимую волю к победе. Они покрыли себя неувядаемой славой в боях за Москву, Сталинград, Ленинград, Севастополь, Орел, Белгород. В ряду Героев Советского Союза, блистают имена сталинских соколов — Сафонова, Хлобыстова, Покрышева, Баранова, Шестакова, Макарова и многих других. По боевому мастерству они превзошли гитлеровских ассов Мельдерса, Мюллера, Хааген, Шадо и других, бесславно закончивших овею карьеру на советско-германском фронте.
Страна дала своим соколам крепкие крылья, и они бьются с врагом, не жалея сил, крови я жизни. Среди наших летчиков выросла плеяда выдающихся мастеров воздушного боя. У каждого из них на личном счету по десять, пятнадцать, двадцать, а то и- больше сбитых самолетов противника. Каждый из них имеет богатый опыт, свой стиль борьбы. Но всех их, советских ассов, об’единяет беззаветная любовь к родине, великолепное владение техникой пилотирования, исключительная точность стрельбы из пушек и пулеметов, блестящее сочетание огня с классическим маневром, стремительной атакой.
В системе военно-воздушных сил Красной Армии нет такого истребительного полка, где бы не выросли свои ассы. Одним из замечательных в этом отношении является Н-ский истребительный полк, которым командовал полковник Ибрагим Дзусов. Славный летчик, храбрый и опытный истребитель, Дзусов вырастил сильную группу таких советских ассов, как Герои Советского Союза братья Дмитрий и Борис Глинка, Александр Покрышкин, Берестнррв и многие другие.
Кто не знает сейчас на фронте героя Кубани, выдающегося советского асса — гвардии майора Александра Покрышкина. Он сбил лично и в групповых боях 25 немецких самолетов. Покрышкин-гроза немецких летчиков, они боятся его, как огня. Когда Покрышкин появляется в воздухе, фашистские пилоты начинают нервничать. Трусливые шакалы спешат предупредить друг друга по радио: «Внимание! Покрышкин в воздухе».
Наши авиационные командиры в период войны накопили большой боевой опыт, овладели тактикой гибкого маневрирования и научились не только отражать массированные налеты вражеской авиации, но и успешно проводить воздушные наступления в крупных масштабах.
В ходе войны силы немецкой авиации оказались подточенными. Только за период зимней кампании 1942—1943 годов немцы потеряли 5090 самолетов. За месяц боев на Орловском и Белгородском направлениях с 5 июля по 6 августа обито 2492 немецких самолета. После крупных поражений под Москвой, Сталинградом, на Кавказе, западнее Воронежа, в районе Великих Лук, а теперь в боях за Орел и Белгород заметно ухудшилось моральное состояние фашистских летчиков. Наши соколы сбили спесь с гитлеровских пиратов воздуха. Многочисленные показания летчиков, попавших в плен весной и летом 1943 года, говорят о том, что среди личного состава самой авиации, как и других родов войск немецкой армии, теперь широко распространилась мысль: «Германия не в силах победить Россию».
Но было бы ошибочным считать, что враг ужо не способен к серьезным ударам с воздуха. Он еще попытается завоевать небо и взять реванш за свои поражения.
Советский народ и его Красная Армия трезво учитывают силы врага и трудности дальнейшей борьбы. Самоотверженной работой трудящиеся укрепляют тыл Красной Армии, усиливают помощь фронту.
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин в приказе от 24 июля дал высокую, оценку нашим летчикам:
«Проведенные бои по ликвидации немецкого наступления показали высокую боевую выучку наших войск, непревзойденные образцы упорства, стойкости и геройства бойцов и командиров всех родов войск, в том числе артиллеристов и минометчиков, танкистов и летчиков».
Сталинская похвала ко многому обязывает наших летчиков. Родина ждет от них новых подвигов во имя окончательного разгрома ненавистных немецких захватчиков. Воинский долг зовет их к тому, чтобы они надежно прикрыли с воздуха наши наземные войска на поле боя, всеми силами и средствами уничтожали немецкие бомбардировщики, очищали небо от немецких самолетов, открывали путь для массированных действий советских штурмовиков и бомбардировщиков по танкам, артиллерии и пехоте врага, не давали немцам вводить в бой свои резервы, громили их на марше, на подходе к району боев.
Нас ждут впереди серьезные испытания, жестокие бои. Но как бы ни велики были эти испытания, победа будет за нами.