Сделать горного мастера хозяином смены

Н. МАТВЕЕВ - горный мастер

На шахту имени Калинина пришло много молодых рабочих, обучать которых шахтерской профессии приходится нам, горным мастерам. Уже в 1943 году мы вместе со знатным бригадиром навалоотбойщиком орденоносцем Шайхутдиновым подготовили 20 молодых рабочих. В моей смене сейчас работают 17 новичков узбеков. Многие из них стали хорошими навалоотбойщиками, выполняют и перевыполняют нормы. Особенно отличаются тт. Зияев, Минеев, Сапаров, Норматов.

Но, вообще говоря, результаты обучения были бы лучше, если бы нам, горным мастерам, было предоставлено больше возможности. Нам, например, не дано права поощрять отличившихся рабочих. А ведь поощрение — сильное оружие в борьбе за повышение производственной и трудовой дисциплины. И кто, спрашивается, ближе, чем горный мастер, знаком с успехами каждого отдельного шахтера.

Чтобы учить других, надо самому освежать свои знания. Но об этом на шахте не заботятся. Шестой год я мастером, практического опыта накопил немало, а теоретического знания горного дела не хватает. Как и большинство средних командиров нашей шахты, в мастера я вышел из навалоотбойщиков, специальных курсов или школы не прошел. Чувствую, что у меня и общеобразовательных знаний маловато. Надо бы подучиться, а негде. Как-то весной попробовали было на шахте организовать курсы бригадиров и мастеров, выделили по два человека с каждого участка. Но вместо учебы послали курсантов в подсобное хозяйство картофель сажать, а когда закончилась посевная, вернули обратно на производство. Тем дело и кончилось.

Мастер должен быть хозяином смены, без его ведома никто не может распоряжаться людьми. А у, нас, бывает, начальник участка, минуя мастера, отдает распоряжения, перебрасывает рабочих. Недавно начальник участка № 4 т. Бобрышев забрал у меня из смены двух рабочих и послал на другие работы. А на-днях произошел такой случай. Моя смена зачищала лаву, вспомогательные крепления ещё не были сделаны. Тов. Бобрышев спустился к запальщику и, не разобравшись в обстановке, дал команду подрывать. Ничего хорошего из этого, конечно, не вышло. В лаве завалили параллельный штрек, пришлось рабочим заняться ликвидацией аварии. В этот день смена недодала 70 проц. задания. Этого можно было избежать, если бы начальник участка не действовал через голову мастера.

О роли горного мастера много говорено. Надо, чтобы старшие командиры шахты поняли, наконец, что твердое единоначалие, осуществляемое снизу доверху, поможет навести порядок в угледобыче.