Вечернее сообщение 9 августа

В течение 9 августа наши войска вели ожесточенные бои на Кексгольмском, Смоленском, Коростеньском и Белоцерковском направлениях.

На остальных направлениях и участках фронта происходили бои разведывательного характера.

Наша авиация в течение 9 августа наносила удары по мотомехчастям и пехоте противника на поле боя и атаковала авиацию на его аэродромах. В течение 8 августа уничтожено 14 немецких самолетов. Наши потери—12 самолетов.

По уточненным данным за 7 августа уничтожен 81 немецкий самолет, а не 21, как сообщалось в предыдущей сводке.

Корабли Краснознаменного Балтийского флота потопили 1 и повредили 2 торпедных катера противника, а также бомбили его транспорты.

***

Батарея лейтенанта Троценко, действующая на Западном направлении фронта разгромила около местечка Н. крупную колонну немецких танков. Первыми начали стрелять по фашистским машинам орудия младших сержантов Токмакова и Савищенко. От залпов их орудий загорелось несколько танков. Вражеская колонна попыталась развернуться, но губительный огонь наших орудий расстроил боевой порядок противника. Немцы не выдержали огня советских артиллеристов и отступили, оставив на поле боя 15 танков, подбитых нашими артиллеристами. Наступления фашистов было сорвано.

***

Наша разведка обнаружила больше двадцати самолетов противника на аэродроме близ С. Ночью девятка бомбардировщиков подразделения тов. Новикова скрытно подошла е аэродрому и уничтожила осколочными и зажигательными бомбами четырнадцать фашистских самолетов. Звено истребителей, сопровождавшее бомбардировщиков, обстреляло с бреющего полета и вывело из строя вражеские самолеты. После этой операции наши самолеты без потерь вернулись на свой аэродром.

***

Старший сержант Макаренко сохранил важный военный объект. Неожиданно около объекта показались два немецких танка. Тов. Макаренко быстро приготовил связки гранат, незаметно подполз и бросил связки гранат одну за другой под гусеницы машин. Оба вражеских танка были подбиты.

***

Нашей пехоте на Энском участке фронта Юго-Западного направления сильно мешал артиллерийский огонь одной румынской батареи. Надо было подавить вражеские орудия. Это вызвался сделать младший сержант Прусаков. Во главе своего отделения он пробрался в тыл румынских артиллерийских позиций и гранатами уничтожил орудийную прислугу батареи. Четыре румынских орудия замолчали. Через некоторое время вся батарея в исправном виде была увезена в расположение наших частей.

***

Во время рукопашного боя красноармейцы Портнягин и Никольский увидели, что раненому в руку комиссару Энской части тов. Лысенко, окруженному фашистами угрожает серьезная опасность. Пробив себе дорогу штыками и прикладами, тт. Портнягин и Никольский добрались до своего комиссара. на отважных красноармейцев и тов. Лысенко насело несколько немцев. Советские бойцы проявили исключительную храбрость. Красноармеец Портнягин застрелил и заколол четырех фашистов. Одному из немцев удалось тяжело ранить т. Портнягина. Красноармеец Никольский один продолжал оборонять раненого комиссара. После боя санитары подобрали раненого комиссара и его бесстрашных защитников. Около них валялись трупы 11 фашистских солдат и одного унтер-офицера.

***

Партизанский отряд под командованием тов. Т., действующий в районе Н. на Северо-Западном направлении фронта, прославился своими внезапными ночными налетами на фашистские части. Отряд нападает на штабы противника, взрывает склады, выводит из строя танки и автомашины. 7-го августа, узнав о расположении вражеского штаба, партизаны ночью незаметно подкрались к нему и захватили штабных офицеров со всей канцелярией. Уничтожив два танка, несколько автомашин и мотоциклов, партизаны скрылись в лесу.

В районе Н. наши войска окружили германскую танковую колонну.Фашистские танки и автомашины остались без горючего. Через некоторое время над окруженной немецкой частью несколько вражеских самолетов сбросили на парашютах пять боченков с бензином. Но фашистские летчики просчитались, и бочки с горючим упали далеко в стороне на поляне. Это заметили партизаны тов. Е. Опередив немцев, партизаны захватили горючее и спрятали его в глубоком лесу. Вскоре на германские танки и автомашины налетели советские бомбардировщики.

На-днях партизанский отряд под командованием директора районного универмага тов Ф. захватил фашистского связиста. По отобранным у связиста документам было установлено, что 103 пехотный полк германской армии направился к Энской высоте, чтобы ударить во фланг частям Красной Армии. Пробравшись к высоте кратчайшим путем через леса и овраги партизаны устроили засаду. Ничего не подозревавшие немцы,подошедшие пехотным маршем к высоте, были встречены сокрушительным огнем. Подоспевшие советские войска под командованием капитана Игнатова окончательно расстроили вражескую колонну. На поле осталось более 450 убитых и раненых немецких солдат и офицеров, 12 разбитых автомашин, 21 пулемет, сотни автоматов и винтовок.

***

Документы и показания пленных и перебежчиков свидетельствуют о все возрастающем дезертирстве солдат из белофинской армии. У убитого финского офицера-командира роты П. Рахья найдено неотосланное донесение о том, что "в первый же день боев с советскими войсками из роты дезертировало 16 солдат". Перебежчик - рядовой штабной роты Эркки Суйкемаа показал, что "финские солдаты в подавляющем большинстве идут воевать по принуждению". Во многих письмах от родных и знакомых, найденных у пленных финских солдат, открыто высказывается недовольство трудящихся Финляндии войной против Советского Союза и ненависть к фашистской Германии. Так, финский крестьянин Савукоски Олави пишет на фронт своему брату Нило: "Недолго мне, видимо, осталось жить дома. Скоро меня вызовут, дадут оружие и погонят на фронт. Но я не дам себя одурачить. Воевать против Советского Союза ни за что не буду. Верю, что жизнь и обстоятельства подскажут мне разумный выход из положения". Жена младшего сержанта Рейно-Ваара Лейла в своем письме жалуется: "Это война - большое несчастье для нашей страны. Народ очень недоволен, особенно женщины. Всюду открыто говорят, что во всем виноваты немцы. Я тоже так думаю и проклинаю Гитлера".

***

Советские металлурги показывают замечательные образцы самоотверженного и высокопроизводительного труда. Все шир развивается движение сталеваров-скоростников. На заводе имени Петровского сталевары тт. Шишанов и Торяник систематически выпускают плавки на час-полтора раньше установленного срока и дают сверх плана сотни тонн металла. Сталевар Лысьвенского завода т. Нелюбин выпускает плавки металла за 7 часов 30 минут, вместо 9 часов 40 минут.

Металлурги с честью выполняют любые боевые задания фронта. Коллектив мартеновского цеха завода им. Дзержинского, выпускавший ранее рядовую сталь, освоил выплавку высококачественной стали. Доменщики третьей доменной печи завода им. Войкова экономят по 192 килограмма кокса на каждой тонне выплавленного металла.