Раздельное обучение детей в школах

Совместное обучение, которое проводилось до сих пор в наших школах, стало сейчас создавать ряд неудобств в свете пред’являемых школе требований. Известна разница в физическом развитии мальчиков и девочек одного и того же возраста, которая создает большую неоднородность в классах и тем самым затрудняет преподавание отдельных дисциплин, известна большая разница в требованиях военно-физической и допризывной подготовки для мальчиков и девочек; известна, наконец, разница в задачах трудового воспитания их, признающая некоторое разделение труда между мужчиной и женщиной.

Значит, говоря об улучшении постановки работы школ, сейчас нельзя не принять во внимание особенности физического развития подростков обоего пола, особенности подготовки тех и других к труду, к практической деятельности, к военному делу.

В свете сегодняшних требований к воспитанию и обучению выдвигается необходимость изменения их системы.

Все школы крупных городов Союза, в том числе и Молотова, переводятся нынче на раздельное обучение мальчиков и девочек, начиная с 1-го класса в неполных средних и средних школах. Это вносит много нового в работу школ, несмотря на то, что учебные программы остаются пока прежними (изменение их предполагается в дальнейшем). Прежде всего, введение раздельного обучения не должно означать механического деления школ на школы для мальчиков и девочек. К разделению надо подойти весьма осторожно, чтобы избежать могущих быть ошибок.

Должны быть тщательно продуманы и изменены методы и приемы учебно-воспитательной работы в зависимости от того, с кем имеет дело учитель—с мальчиками или девочками. Необходим особенно тщательно продуманный учебно-педагогический процесс, обусловленный новой для наших школ системой воспитания.

От нас, педагогов, страна требует большой дисциплинированности учащихся, порядка в школе, требовательности к детям и в то же время заботливости. В соответствии с этим правительством утверждены правила поведения ученика. Эти правила должны неуклонно выполняться в школах.

Раздельное обучение не означает изоляции девочек от мальчиков, поэтому внеклассная и внешкольная работа с учащимися будет вестись в клубах и кружках, общих для мальчиков и девочек. Мы должны наладить ее полным ходом с начала учебного года.

Новым нынче будет распределение учительских кадров по школам. К руководству мужскими школами должны встать директоры-мужчины. Чтобы осуществить это мероприятие, потребуется вернуть в школу всех педагогов, работающих не по специальности.

В соответствии с задачами введения раздельного обучения в городе Молотове проведено разделение школьной сети на мужские и женские школы с учетом особенностей районов, плотности их населения. При этом в соответствии с указаниями Наркомпроса, отдаленность школы от места жительства ученика не превышает трех километров. Вместо 62 школ нынче в городе будет 72 школы, из них 17 средних и неполных средних для -мальчиков, 23—для девочек и 26 начальных школ и, кроме того, 6 школ других типов. Учительскими кадрами школы обеспечены, материальная база имеется.

Как видно, раздельное обучение требует дополнительного количества школьных зданий, для чего должны быть возвращены школам помещения, используемые не по назначению. Однако, этот вопрос городскими руководящими организациями до конца еще не разрешен.

Осуществление раздельного обучения тесно связано с выполнением государственного закона о всеобуче. Все школы перед началом учебного года должны иметь точные списки детей, которые подлежат обучению в данном школьном районе. Охват всеобщим начальным обучением детей 8—15 лет является для школ незыблемым законом, который должен выполняться с первых дней учебы.

В школах города проходят собрания родителей, на которых сообщается подробный порядок начала учебного года в условиях введения раздельного обучения. Очень важно провести это разделение без всяких элементов волокиты и бюрократизма, без хождения родителей по школам, в районо и т. д.

Большой и важный вопрос— обеспечение женских и мужских школ с первых дней учебы кадрами пионервожатых. Без активного участия комсомольских организаций в создании в каждой школе с первого дня комсомольских, пионерских, ученических организаций нельзя обеспечить нормального начала учебного года.

Все эти задачи должны быть выполнены с честью школами нашего города.

Е. ВОЛКОВА-заведующая Молотовским гороно.