«Давным давно»
в Молотовском областном драматическом театре
В течение четырех длинных действий на сцене происходят удивительно веселые, неожиданные вещи, в центре которых стоит русская девушка Шура Азарова. Она но может остаться в стороне от борьбы русского народа с наполеоновским нашествием и, пере-рдевшись и как бы преобразившись в гусарского корнета, уходят в армию — защищать рода-ну. Все, что происходит перед зрителем — это веселый забавный, со сложной интригой, с переодеванием, с массой остроумных сценических положений водевиль. Все содержание его мало, слабо связано с отечественной войной, события которой являются лишь фоном для живого сценического действия. Однако, когда зритель уходит со спектакля, он исполнен ощущения героической эпохи, чувства любви к родине, он связывает мысли и чувства статридцатилетней давности с событиями сегодняшней нашей борьбы, с мыслями и чувствами советского человека. И зараженный бодростью, искрящимся весельем, жизнерадостностью, он благодарен и молодому аврору пьесы А. Гладкову, и театру. Эта происходит потому, что пьеса, написанная для разыгрывания легкого, занимательного спектакля, написанная хорошими стихами, живым, настоящим языком (пусть даже не везде ровным), со знанием сцены, пронизана одним общим настроением — большой, настоящей любви к своей родине. И это дает в руки театру крупные возможности, которые хорошо использовал постановщик пьесы засл. арг. А. Б. Винер. Он создал действительно веселый спектакль, все время держащий зрителя в напряжении, заставляющий его много смеяться, но он же умело переводит его и в план лирический там, где у автора водевиль начинает походить на мелодраму, он же умеет подчеркнуть и места подлинного пафоса любви к родине, переводя действие на романтические рельсы.
Постановку можно упрекнуть за известную растянутость (чрезмерно длинный конец первого действия, нелишне затянувшаяся сцена между майором в отставке Азаровым и героиней пьесы Шурой, его племянницей, в четвертом действии), за выпадающие из общего плана спектакля символически, сами собой закрывающиеся двери в конце первого действия, за плохой и вовсе ненужный французский прононс ряда персонажей. Можно упрекнуть самого постановщика, который, как актер (граф Нурин) играет скорее в плане гротеска, чем водевиля. Но все эти недостатки и исправимы, и не портят общего хорошего впечатления от спектакля.
Большой победой актерского мастерства Т. Ф. Градовой является создание ею образа Шуры Азаровой — девушки-корнета. Перед нами чудесная, живая, энергичная, привлекательная русская девушка-патриотка. Она, переодетая в корнетский мундир, не теряет женственности. В ней много непосредственности, искренности, а ряд сцен, например, во втором действии, она проводит особенно мастерски.
Великолепную пару с Градовой составляет А. А. Колобаев в роли гусарского поручика Ржевского. Беззаветная удаль и храбрость, гусарская прямота и наскок, любовь к отчизне он воплотил в созданном им образе с Присущей ему актерской обаятельностью. И все это в безусловно водевильном, комедийном плане.
Особое место в спектакле занимает третье действие, где на сцене выводится фигура М. И. Кутузова. Очень тонко и мастерски играет роль чуткого и внимательного старика Кутузова засл. арт. А. Г. Шейн. Пьеса не дает возможности актеру показать великого полководца. Характеры действующих лиц повернуты к зрителю в ней другим планом. Но в этом, в данном случае лирическом, плане образ, созданный Шейном, весьма привлекателен н накладывает на всю постановку свой великолепный отпечаток. Сквозь немногие черты, какие дает возможность показать в Кутузове пьеса, у Шейна проглядывает тот Кутузов, какого мы знаем и представляем себе.
Преданного человека, старого вояку, умного и задушевного старика-камердинера чудесно показывает В. Н. Емельянов. Офранцузившийся от бесконечного пребывания в Париже, ломака граф Пурин очень весел в саркастическом и, как сказано, гротесковом исполнении постановщика Винера. Запоминается хорошая, серьезная игра засл. арт. М. Н. Розен-Санина в роли дядюшки Азарова, несмотря на излишнюю мелодраматичность и некоторое однообразие.
Удаче спектакля во многом содействуют легкая, мелодичная, в духе спектакля и музыкальных вкусов описываемой среды музыка, написанная к спектаклю композитором Л. А. Ходжа-Эйнатовым (запоминается его песенка «Давным-давно»), и большая работа художника Д. А Смолина.
С. ГИНЦ.