ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕРЧИЛЛЯ В КВЕБЕКЕ

ЛОНДОН, 31 августа. (ТАСС). Агентство Рейтер передает выступление Черчилля по радио в Квебеке.

В начале своей речи Черчилль заявил, что со времени англо-французского соглашения 1904 года он всегда действовал вместе с французами. Он выразил уверенность в том, что Франция снова воспрянет как свободная, единая и независимая страна.

Черчилль отметил, что Канада сделала большой вклад в «об’единенные усилия британского содружества наций и империй в эти труднейшие времена».

«Я, — продолжал Черчилль, — упомянул о соглашении, которое Англия заключила с Францией почти 40 лет тому назад. До сего времени мы придерживались его и будем придерживаться с неуклонной верностью. Существует другая великая страна, с которой мы заключили торжественный договор. Мы заключили договор доброй воли и взаимной помощи с Советской Россией сроком на 20 лет. Вы можете быть уверены в том, что мы—англичане, исполнены решимости сделать все от нас зависящее, чтобы выполнить этот договор со всей нашей силой и национальной твердостью. Для России было бы неудобно иметь своего представителя на этом англо-американском совещании, которое помимо обсуждения предстоящих операций, тесно связанных и переплетенных с действиями вооруженных сил на Средиземном море и в других местах, было в значительной, если не в основной степени, посвящено вопросам подогревания и разжигания войны против Японии, с которой советское правительство имеет 5-летний договор о ненападении. Это было бы затруднительным для нас приглашением. Однако президент Рузвельт и я ничего так не желаем, как трехстороннюю встречу с маршалом Сталиным».

«За последние два года слышали много разговоров о создании того, что называют вторым фронтом в Западной Франции против Германии. Всякий может видеть, насколько желанными были бы эти огромные военные операции.

Вполне естественно, что русские, которые выносят основной и самый сильный натиск германских армий на своем фронте, настоятельно и непрерывно требуют, чтобы мы выполнили эту дачу, и ничуть не скрывают своих жалоб и упреков по поводу того, что мы не сделали этого раньше».

Отметив значение операций англо-американских войск в Северной Африке и на Сицилии, Черчилль продолжал: «Мы взяли в свои руки стратегическую инициативу и создали стратегический потенциал, как в Атлантическом океане, так и в Средиземном море. На Средиземном море и в воздушных налетах на Германию война продолжалась успешно. Снижение производительности военной промышленности Гитлера было достигнуто с помощью воздушных бомбардировок, и, конечно, эти бомбардировки будут постоянно увеличиваться в масштабах и проводиться с большей точностью по мере того, как будут проходить месяцы».

«Значительная часть переговоров в Квебеке,—заявил далее Черчилль,—была посвящена решительному ведению войны против Японии».