Так проходят ночи в лесопильном корпусе

8 часов вечера. На предприятиях комбината сменяются вахты. Когда дневная смена хорошо подготовляет сдачу рабочих мест, то ночная смена сразу же набирает темпы и всю ночь работает равномерно, выполняя план. Надо сказать, что многие руководители на комбинате несерьезно занимаются вопросом подготовки смен, сдачей и приемкой рабочих мест. Некоторые же руководители вообще редко присутствуют в момент перехода цехов с дневной на ночную работу, когда, как известно, выявляется много слабых сторон, а многие инженернотехнические работники редко бывают ночью в цехах.

Сменный мастер лесопильного корпуса т. Оборина пришла на вахту, но начать работу во-время не смогла. Цех был захламлен, эстакада завалена. Дневная смена не управилась, не убрала груды опилок, коры и горбылей, не очистила станки от мусора и грязи. Мастер Оборина вахту не приняла. На этой почве у нее произошел крупный разговор со сменным мастером Колготиной. Мастера упрекали друг друга в том, что в цехе много неполадок. Однако, от этого спора дело не улучшилось. Смена Обориной приступила к работе с опозданием на 40 минут.

Если днем на производстве кроме сменного мастера находится и начальник лесопильного корпуса т. Зеленин, и начальник завода т. Слесарчук, то ночью на заводе остается один сменный мастер. В большинстве своем сменные мастера на заводе молодые рабочие, не имеющие достаточного опыта хозяйственной и организационной работы, нуждающиеся часто в технической помощи. Днем смена мастера Обориной всегда выполняет план, всегда вырабатывает свои 100 кубометров, а в отдельные дни дает продукцию сверх плана. Но показатели изменяются, как только начинается работа ночью. Вот и сейчас всю пятидневку смена Обориной не справляется с заданием, ежедневно недодает 20— 30 кубометров пиломатериалов.

Почему? Потому, что ночью работать, конечно, тяжелей, процесс труда усложняется, а хозяйственное и техническое руководство ослабевает. В смене мастера Обориной рабочие места, например, плохо освещены, транспорт работает с перебоями, часты аварии механизмов из-за плохого технического наблюдения. Одному мастеру не всегда удается быстро устранить всякие заминки в работе, а помощь получить неоткуда. Неудивительно, что производительность труда ночных смен здесь низка, а производственная и трудовая дисциплина слаба.. Ночью завод работает с такой же нагрузкой, как и днем, а руководит его работой один мастер. х

8 сентября смена Обориной начала работу так же, как и в предыдущие дни, с опозданием.

В 10 часов вечера в цехе произошла авария. Оборвалась цепь лесотаски. Лесотаска не была освещена и, чтобы ликвидировать аварию, потребовался свет. Достали фонарь, но в нем не оказалось керосина. Тогда слесарь Власов согласился ремонтировать цепь в темноте. Чтобы облегчить работу, мастер Оборина заставила одного рабочего жечь спички и освещать лесотаску. Ремонт цепи затянулся, а в это время кончился запас леса, остановились пилорамы, а в результате прекратила работу вся смена. Будь освещено рабочее место, цепь можно было бы исправить за 10—15 минут, избежать огромного простоя станков и рабочих.

9 сентября повторилась примерно такая же история. На этот раз цепь упала в воду. Слесарь не мог один вытащить ее и натянуть. Мастеру Обориной пришлось вызывать руководителя завода.

Разве случайно, что в этой смене даже кадровые рабочие не выполняют норм? Рамщик Шилов, как правило, в дневную смену дает 75—80 кубометров пиломатериала, а ночью, работая на малой посылке, вырабатывает не больше 60 кубометров.

В ночные часы на целлюлозном заводе

На бумкомбинате много смен, которые работают образцово, по-стахановски. Так работают ночные смены, где мастера заботятся об организации труда, где им помогают в этом руководители. В деревообделочном корпусе смена опытного мастера Вяткина ночью работает, как днем, всегда перевыполняет задания. В механическом заводе смена молодого мастера Красильниковой всегда справляется с заданием, потому что начальник завода т. Гусев всегда заботливо настраивает здесь работу и в ночное время.

Совсем другое отношение к ночным сменам у руководителей целлюлозного завода. Вот характерный случай из практики последних дней. Завод начало лихорадить еще днем. На первом элеваторе оборвалась лента, прекратилась подача щепы, в древесном отделе закапризничал слешер. Несмотря на то, что к ночи эти неполадки не были устранены полностью, в ночную смену никто из инженерно-технических работников на заводе не остался, кроме дежурного т. Ключева. Днем на элеваторе смогли только подтянуть ленту, но под погрузку элеватор не успели пустить. Заведующий производством комбината т. Кузьмин вызвал слесаря Васюкова и дал ему задание выйти в ночь, проверить ковши на элеваторе, натянуть ленту и пустить элеватор под погрузку. Кузьмин обещал к ночной смене послать в помощь слесарю подсобных рабочих. Было 11 часов вечера. Васюков все еще сидел в конторе и ждал рабочих. Через каждые 10 минут слесарь звонил, правда, не Кузьмину (его уже не было на заводе), а диспетчеру Николаеву, а диспетчер Николаев, в свою очередь, дежурному инженеру Ключеву, и просил дать рабочих. В это время Ключеву сообщили: на втором корообдирочном агрегате оборвался ремень, и прекратилась подача баланса на рубильные машины. На заводе же не оказалось шорника. Дежурный инженер Ключев решил сам исправлять ремень. Но только он вышел из конторы, как пришли из древесного отдела и заявили что там вхолостую работают мощные рубильные машины, что на европейском потоке не поступает баланс (остановилась корообдирка), а на американский поток биржа не успевает подавать баланс, по-прежнему плохо работает слешер, в цехе же остался один мистер Белоусов и он не может устранить все эти неполадки. Кстати, начальник древесного отдела т. Углицких, зная о плохом состоянии оборудования, в эту ночь, как и всегда ушел домой. А что мог сделать один Ключев, какую бы оперативность и находчивость он не проявлял? Ведь эти факты еще и еще раз напоминают о необходимости усилить техническое руководство ночными сменами, не ограничивая дело одним дежурным.

Без хлопот и забот

На предприятиях комбината почти половина людей работает в ночную смену. Казалось бы, что вопрос о создании условий для рабочих ночных смей, улучшение бытового и культурного их обслуживания должно быть в центре внимания хозяйственных, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Но дело обстоит совсем не так, как нужно и как требовалось бы. Если дневные смены во-время получают обеды, если в них регулярно проводятся беседы, читаются газеты, то в ночных сменах всего этого нет.

Для рабочих ночных смен готовит обед столовая № 1 ОРС’а бумкомбината. Один день обед приготовляется к 12 часам ночи, другой — к 3 часам. Много случаев, когда рабочие из-за плохой работы столовой совсем остаются без горячей пищи. Ночная смена деревообделочного корпуса, например обедает в 12 часов. 8 сентября сменный мастер Вяткин послал за обедом трех рабочих, которые во-время пришли в столовую, но там, оказывается, еще и картофель не чистили, а так как рабочим далеко носить обед из столовой до завода, то они остались ждать обед и просидели до... 3 часов утра. Так бывает очень часто, чуть ли не ежедневно. Днем обед завозят в термосах на лошади, а в ночной смене рабочие сами ходят за обедом за полтора километра. Начальник ОРС’а бумкомбината т. Фомин ежедневно получает от рабочих много жалоб на плохую работу столовой, особенно ночью, но до сих пор не наводит порядок в столовой, не принимает мер к улучшению качества обедов и своевременному обеспечению ими ночных смен.

В ночных сменах отсутствует всякая политико-массовая работа. Так уж повелось, что агитаторы ночью никогда не заходят в цехи. Работая неделю в ночной смене, рабочие только случайно узнают о важнейших политических событиях, об успешном наступлении наших войск на фронтах отечественной войны, а иногда, и не знают о них вовсе.

Недостаточно воспитывается в рабочих ночных смен чувство революционной бдительности. Можно проходить иной раз всю ночь по отдельным цехам комбината, но вас никто не остановит и никто не попросит пропуска, никто не поинтересуется, зачем вы пришли. Мы зашли в цех механического завода и стали рассматривать изготовляемые детали, чертежи. К нам подошла сменный мастер Красильникова. Не спросив, кто мы такие, она стала очень усердно и охотно показывать и рассказывать, как работает цех, как он освоил сложные детали и т. д.

Руководителям Камского бумкомбината надо серьезно заняться организацией труда ночных смен, улучшением бытового и культурного обслуживания людей, работающих ночью.

В. РЯБЧЕНКО, (Корр. «Звезды»).