ГЕНЕРАЛ БРУСИЛОВ

В Чусовском драмтеатре

Семь месяцев назад впервые раскрылся занавес Чусовского драматического театра. За это время театр успел уже показать чусовскому зрителю : *Парень из нашего города* Симонова, *Бесприданницу* Островского, *Машеньку* Афиногенова, *Осаду Лейдена* Штока, *Коварство и любовь* Шиллера, готовит постановку *Женитьбы* Гоголя.

В наши дни театр, естественно, не мог не обратиться к темам великой Отечественной войны, великого исторического прошлого русского народа и славе его оружия. Театр поставил *Лодочницу* Погодина, *Нашествие* Л. Леонова и наконец, *Генерала Брусилов* Сельвинского. Две последних пьесы и особенно * Генерала Брусилов* определили успех театра и сыграли большую роль в формировании его пути и актёрского мастерства.

Постанова *Генерала Брусилов* ставила перед театром ряд сложных задач. Пьеса И. Сельвинского повествует о выдающемся русском полководце Брусилове, в облики которого зрители видят русского генерала-патриота, полководца суворовской выучки, олицетворение смелости, мужества, инициативности и боевой решимости. В образе Брусилова зрители видят генерала, любящего свой народ, отлично знающего силу и мощь русской армии, видит все лучшие качества, которые дали возможность автору и руководителю знаменитого прорыва на Юго- Западном фронте в первую мировую войну, в обстановке прогнившего государственного строя, ведшего Россию к бесславию, окруженного бездарными генералами из верховного командования, продемонстрировать перед всем миром немеркнущую славу русского оружия.

Перед театром стояла задача - сохранить и донести до зрителей верный облик Брусилова. И театр справился с ней. В пьесе нет сцен, рисующий самый прорыв, но донесения о начавшемся победоносном наступлении на 400-верстном фронте, которое принимает в финальной сцене начальник штаба Брусилов, генерал Клмебовский, словно перекликаются с победами сегодняшнего дня. Сходство событий, происходящих на сцене, с событиями сегодняшний действительности возлагала на театр вторую, особо трудную, но почетную задачу, с которой, нам кажется, он также справился.

Наконец, перед театром стояла третья задача. Пьеса Сельвинского - камерного характера. В ней отсутствует внешняя интрига, нет любовной ситуации, нет ни одной батальной сцены, не слышно ни единого выстрела. Тем не менее, в ней чествуется дыхание войны, ощущается вся значимость и грандиозность Брусиловского прорыва. Все это должен был донести до зрителей театр и он справился и с этой задачей. Более того, театру в значительной мере удалось преодолеть некоторые недостатки, присущие самой пьесе - в первую очередь разнобой в стиле, по которому, например, подлинно героическая фигура Брусилова окружена утрированными до карикатуры генералами Куропаткиным, Цуриковым, Корниловым. Режиссура правильно поступила, смягчив эту карикатурность, что помогло более правдиво показать ничтожество и бездарность этих генералов.

Успеху спектакля в большей степени способствовала работа режиссера постановщика А. В. Шубина. Шубин не побоялся так же внести в пьесу и ряд изменений, от которых, нам думается, спектакль только выигрывает. Удачно, в частности, исключения в сцене заседания в ставке царя фигуры Николая II. В сцене, показанной театром, царь не присутствует, лишь время от время появляется его силуэт на фоне больших стеклянных дверей. Добросовестная режиссерская работа и выдумка видны и в других сценах.

Артист А. Починовский создал яркий и впечатляющий образ полководца. В его исполнении Брусилов - это 60-летний старик с молодой душой, подвижный и горячий, скромный, но сильный духом, непреклонной воли генерала. Починовский играю с чувством и в трагических сценах, переживаемых Брусиловым и в сценах с вахмистром и женой, где он показан, кок человек большой души и обаяния и в сценах, где видно, как зарождается у него план знаменитого прорыва.

Сдержанно и с большой теплотой сыграла артистка М. Чернова, роль жены Брусилова, Надежды Васильевны. Артист Г. Смородинов, играющий вахмистра Ковалева, создал тип этакого картинно опереточного молодца. Это досадно, ибо Ковалев - единственный рядовой среди персонажей пьесы, на примере которого к тому же показывается любовь Брусилова к солдатам.

Спектакль не лишен недостатков, которые не умоляют, однако, его основных достоинств. Коллективу театра удалось создать целостный, глубоко патриотический и волнующий спектакль.

Следает пожелать, что бы спектаколь этот в постановке молодого Чусовского драмтеатра был показан в Молотове.

ОРЕХОВ.