О некоторых недостатках работы тракторов на весеннем севе

Г. Дажин — главный инженер ОБЛЗО.

Ход тракторных работ показывает, что не все МТС области достаточно хорошо подготовили машины к весенним работам. В ряде МТС с первых же дней выезда в поле тракторный парк работает неудовлетворительно. Имеется немало простоев, аварий, поломок.

Поломки в разных МТС происходят по разным причинам. В одних МТС они являются следствием недоброкачественного зимнего ремонта, в других — неправильного ввода тракторов в эксплоатацию. В тех МТС, где технические силы были расставлены правильно, где был налажен ежедневный учёт причин простоев тракторов и оказывалась немедленная помощь тракторным бригадам в ликвидации поломок, где умело использовали остановки тракторов для планового предупредительного ремонта, там быстро справились с техническими недостатками и ввели тракторы в работу по графику.

Другое дело в МТС, где технические силы были переключены только на устранение поломок, а тракторным бригадам не оказывалась своевременная техническая помощь. В этих МТС был запущен планово-предупредительный ремонт. Здесь запутались в поломках. Поломки стали резко возрастать, простои увеличиваться.

Массовые случаи расплавки подшипников, работа моторов с перебоями при запуске позволили некоторым механикам, в частности, Черновской, Б.-Сосновской и Очёрской МТС прийти к неправильному выводу, что качество автола № 10 и керосина «ГОСТ В-1842-42» неудовлетворительное и что это — причина аварий и поломок.

Проверка же работы тракторв в ряде МТС установила, что в некоторых МТС при недостаточном оснащении тракторов элементами повышения мощности, не считаясь со способностью тракторов к тяговому усилию, стали составлять непосильные для тракторов агрегаты. В результате перегрузки моторов обрывались шатунные болты, выбивались подшипники и ломались коленчатые валы. Так было в Юго Осокинской МТС с тракторами «Универсал» в агрегате с 3-корпусным плугом и боронами.
Известно, что трактор«СТЗ» по заводской инструкции развивает тяговое усилие на 2-ой передаче — 900 килограммов. Эта мощность после обкатки трактора, прошедшего ремонт, должна быть полностью использована.

При комплектовании агрегатов следует учитывать, что тяговое сопротивление четырёхкорпусного плуга при пахоте на глубину 18 сантиметров и на лёгких суглинках равна около 900 килограммов. Стало быть, работа с 4-корпусным плугом при этих случаях возможна лишь в тех условиях, когда качество ремонта и его техническая оснащённость соответствует качествам трактора, выпущенного с завода.

Но, несмотря на наличие всех возможностей, отдельные МТС сильно запустили техническое состояние тракторов. В Черновской и Б.-Сосновской МТС, например, ни один трактор не имеет водяного карбюратора, хотя известно, что водяной карбюратор прибавляет мощность в 4-5 лошадиных сил. Кроме того, отсутствие водяных карбюраторов или упрощенной подачи воды в состав рабочей смеси вызывает перегрев моторов, что увеличивает изнашиваемость деталей шатунно-поршневой группы, приводит к горению клапанов и выпадению гнёзд клапанов.

Как установлено, расплавка подшипников происходит на одних и тех же тракторах. Не останавливаясь на случаях недосмотра за картерной смазкой (загрязнение картера, недосмотр за креплением люков, картерных болтов и контрольных краников) следует отметить, что частой причиной плавления подшипников бывают неравномерно подвешенные масляные корытца в картере двигателя. Вследствие небрежности при ремонте черпачки шатунов избиты и при постановке их в мотор не заправлены в корытца для масла остались или в прежнем положении или при небрежном обращении опущены ещё ниже. В этом случае при работе мотора черпачок недостаточно подаёт масло к подшипнику, подшипник работает с повышенным нагревом, быстро ослабляется, затягивает холодильники и плавится.

Кроме того, в подшипниках системы Коробова кромки масляного кармана должны плотно прилегать к шейке вала, так, чтобы масло из него не выходило на сторону.

В тракторах некоторых МТС масляный карман не прилегает верхней кромкой к шейке вала, в результате чего всё масло из подшипника вытекает через щель шатунных прокладок.

Обеднение смазки происходит и в тех случаях, когда моторы работают с перебоями. В результате этого в неработающем цилиндре керосин конденсируется, смывает цилиндры и подшипники, подшипники работают на обеднённой смазке и также перегреваются, после чего наступает расплавка.

Следует также учесть, что и правильно подогнанный подшипник и при нормальной смазке требует обязательной приработки с неполной нагрузкой трактора в течение нескольких часов.

Во избежание перебоев работы мотора при запуске необходимо его достаточно в течение 5-10 минут прогреть на бензине и только после этого перевести работу мотора на керосин.

Для улучшения смесеобразования совершенно необходимо в каждой МТС на каждом жидкотопливном тракторе установить плёнкораспылители. Проверка показала, что при установке плёнкораспылителей во всасывающие трубы исключены перебои в работе мотора, исключена конденсация топлива и повышается мощность двигателя.

Плёнкораспылитель изготовляется из тонкой жести 0,08-0,12 миллиметра и вставляется в диффузор всасывающих труб. Общая высота плёнкораспылителей для трактора «СТЗ» должна быть не больше 57 миллиметров, чтобы трубочки, горизонтально установленные в диффузор, не доходили до суженной части на 3-4 миллиметра.

Механики МТС обязаны систематически следить за обеспеченностью тракторных бригад инструментом. Если нет инструмента, не может быть и речи о выполнении технического ухода и планово-предупредительного ремонта. Если нет шприца на тракторе, значит, трактор не смазывается, если нет ключей, значит, трактор своевременно не регулируется.

Планомерная и высокопроизводительная работа тракторов может быть достигнута только там, где предъявляются высокие технические требования к трактору и где не мирятся с малейшей технической неряшливостью.