Чудесна, чарующа и увлекательна музыка Римского-Корсакова. Великолепен и ярок музыкальный язык этого мага и волшебника, вызывающего к жизни своим талантом жизнерадостные, вдохновляющие образы, картины. Разнообразно и огромно творчество композитора, ставшего признанной славой и гордостью русской музыки. Плодотворна и общественно-педагогическая деятельность автора множества красочных, глубоких опер, замечательных симфонических произведений, глубоко-поэтических романов, а наряду с этим первоклассных теоретико-педагогических работ.

Столетие со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова широко отмечает сегодня наша советская страна, советское искусство, советское общество. И нам радостно от того что даже и сейчас, в дни всеобщего напряжения сил для победы на немецкими врагами, над разрушителями культуры, палачами искусства, — мы находим возможность широко чтить память великих людей искусства, которая как всегда, состоит на вооружении нашего многонационального советского народа.

Нельзя без чувства восхищения и уважения относиться к творчеству Р-Корсакова. Нельзя подумать о нем, вспомнить о его творческом лице без ощущения высокой гордости за русское национальное искусство. Всем своим творчеством, всем складом его, его корнями Римский-Корсаков связан именно с народным искусством. И не потому ли так велик он и так велики многие другие стопы русской музыки, что подобно былинным нашим богатырям, черпавшим свою силу в неразрывной связи с землёй русской, связанны кровными узами с русским народным, животворным и великолепно плодоносящим искусством. Конечно поэтому! И, конечно, именно связь глубоко самобытного, оригинального, могучего дарования Римского-Корсакова с русским эпосом, с русской песней сделала его великим национальным композитором.

Родившись в небольшом городе Тихвине, Новгородской губернии, в семье отставного губернатора из старинного дворянского рода, он очень рано проявил музыкальные способности, и, начав учиться игре на фортепиано лет с 6-7, он уже 10—11-летним мальчиком делает первые попытки самостоятельного сочинения музыки. Продолжал Римский-Корсаков заниматься музыкой в Морском кадетском корпусе, где он учился и который кончил в 1862 году.

Учитель музыки пианист Канилле сообщил ему самые первые общие сведения по композиции и он же познакомил с семнадцатилетнего юношу с М. А. Балакиревым, композитором и крупнейшим русским музыкальным деятелем, главой «новой русской музыкальной школы», главой кружка музыкантов, известного под названием «могучей кучки».

Знакомство с Балакиревым имело огромное значение для будущего композитора. Под руководством Балакирева юный композитор, в период между выпуском из корпуса в качестве морского офицера и отправкой в заграничное плавание, длившегося около трех лет, начал сочинение своей первой симфонии, законченной им уже после возвращения из плавания. В это же время он примыкает к Балакиревскому кружку и начинает свой большой и плодотворный творческий путь.

В 1871 году он был приглашен в Петербургскую консерваторию профессором и оставался им до своей смерти (7 июня 1908 года), исключая перерыв в 1905 году, когда за выступление в защиту революционного студенчества он был уволен из состава профессуры. Был он инспектором музыкальных хоров морского ведомства, был директором Бесплатной музыкальной школы, очень много Дирижировал русскими симфоническими концертами, организованными по его мысли крупным меценатом Беляевым. Римский- Корсаков становится во главе так называемого беляевского кружка, после распада балакиревского кружка, с которым Р-Корсакова все больше расходились взгляды на основы композиторской деятельности. В то время как балакиревцы проповедывали ненужность, презрение к композиторской технике и утверждали полную свободу творчества. Римский-Корсаков рано понял необходимость строгой музыкальной культуры, очень много работал над собой и стал музыкантом-профессионалом в противовес диллетантизму, исповедывавшемуся кучкистами.

Деятельность композитора особенной силой проявилась и особенно большего размаха достигло в сочинении опер. Их он написал 14 и среди них такие перлы оперного творчества, как «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о граде Китеже и две Февронии». В операх с особенной силой проявились основные свойства музыкального гения Р-Корсакова жизнерадостность, жизнеутверждение, отсутствие пессимизма, гармонически-светлое мировосприятие. B операх с особенной силой видны основные черты его творчества — преобладающий ясный повествовательный тон его музыки, постоянное тяготение к народному сюжету, к народно-сказочной фантастике, к восточному колориту, a в то же время несомненная реалистичность. Сам композитор утверждал, что «даже самое фантастическое в искусстве удается лишь тогда, когда оно корнями имеет нормальные земные ощущения».

Глубоко раскрывает Р-Корсаков в своих произведениях величие духа русского человека, в каких бы музыкальных образах он ни выводил его, полную чарующего обаяния русскую природу, чему способствует постоянное стремление композитора к музыкальной изобразительности, общее его стремление к сочинению программной (то есть написанной на определенный сюжет) музыки.

Сказочность, былинность многих опер, многих других произведений, в чем композитор достигал необычайных высот мастерства, являются, однако, лишь одной стороной исключительно многообразного творчества огромного диапазона. «Снегурочка» — одно из величайших оперных произведений — это гимн солнцу, гимн светлому человеческому мироощущению. В ней, как говорит известный советский музыкальный критик Б. Асафьев, «Римскому-Корсакову так тонко так любовно удалось вызвать к жизни в русском искусстве сказочно-эпический лик мудрого старца Берендея, друга красоты». Глубоко лирична и человечна музыка «Царской невесты». Сарказмом, направленным против русского тупого самодержавия, едкой политической сатирой пронизан «Золотой петушок» Проповедь прославление высокого чувства патриотизма является содержанием «Сказания о граде Китеже». Бытовые интонации весьма сильны в сказочной «Ночи перед рождеством»... Поистине неисчерпаемо разнообразие интересов композитора, исключительно богат - его язык и его творческие приемы.

Но велик Римский-Корсаков не только в опере, в которой он является одним из сильнейших мировых мастеров Замечательны его симфонические, программные, как правило, произведения — таковы «Шехеразада», «Антар», «Садко», «Сказка», «Испанское каприччио». В области камерной музыки особенно богато романсовое творчество композитора. Его романы, носящие преимущественно характер созерцательной лирики, тонки и изящны, причем музыка в них удивительно тесно слита со словом.

След Римского-Корсакова в истории русской (да и мировой) музыки очень силён. Воздействие и влияние его на следующие композиторские поколения огромны. Многие и многие композиторы (Глазунов, Лядов, Стравинский, Гречанинов, Ипполитов-Иваков, Аренский, Мясковский, Гнесин, Штейнберг, Лысенко, Сиондиаров и другие) были его непосредственными учениками Творчество его продолжает жить полнокровной жизнью, сверкая всеми богатейшими музыкальными красками, покоряя слушатели и восхищая его.