Почему отстает колхоз «Первое мая»

( От нашего собственного корреспондента)

Выполнение обязательств перед государством — первейший долг колхозов, призванных бесперебойно снабжать фронт и страну хлебом, овощами и продуктами животноводства. По тому, как колхоз справляется с хлебопоставками, оценивается его организационное состояние и умение руководителей мобилизовать колхозников на борьбу с трудностями военного времени.

Колхоз «1-е мая», Бродовского сельсовета, Чернушинского района, не выдержал ответственного экзамена, сорвав в самом начале уборки урожая пятидневные задания по вывозке хлеба государству. Члены правления не приняли своевременных мер к ликвидации прорыва, оказались беспечными людьми и либерально относились к лодырям и дезорганизаторам хлебопоставок. Отсутствие большевистской требовательности к людям со стороны руководителей артели породило множество мелких хозяйственных неполадок, которые еще больше усугубили положение.

На состоявшемся недавно совещании партийного и колхозного актива глубоко были вскрыты причины неудовлетворительной работы артели «1-е мая». Причины эти характерны для большинства отстающих колхозов района, поэтому стоит на них остановиться подробнее.

Поучительные выводы делает в своем выступлении на совещании бригадир полеводческой бригады Матвей Каракулов.

— Отсутствие твердого распорядка в работе, — говорит он,— это главное, что мешает колхозу выполнять план хлебосдачи. Утром колхозники, как правило, опаздывают на 2—3 часа. И то, что намечается сделать сегодня до обеда, откладывается обычно на вечер или на следующий день. Так нарастает долг, углубляется прорыв.

"Вот сегодня, например, намечалось в 8 часов утра приступить к очистке зерна, отправить хлеб, вспахать зябь и убрать остатки льна с поля. На конный двор я пришел в 7 часов утра, а колхозники стали сходиться на работу в девять. Что делать? Пришлось к зерноочистительным машинам ставить тех колхозников, которые пришли раньше. Несколько колхозниц я поставил на теребление, а на вспашку зяби выделил возчиков из транспортной бригады. Признаюсь, что неправильно сделал, но два пахаря пришли на работу поздно. И чтобы не задерживать выезд в поле, я заменил их другими. В результате был нарушен принцип постоянного состава пахарей на зяби и возчиков в транспортной бригаде.

А вот если бы мы планировали работу с вечера да требовали безусловного выполнения устава сельхозартели, иное было бы дело. И зябь давно бы вспахали и зернопоставки выполнили.

Очень важного вопроса коснулась на совещании зав. складом Зоя Чащина,

— На складах скопилось 775 центнеров зерна. Его во-время не очищают, и это тормозит выполнение плана хлебопоставок. Работа второй смены на зерноочистительных машинах не организована. Одна сортировка стоит. Законен вопрос правлению; что это за неодолимые преграды, которые мешают наладить несложный процесс очистки зерна? Неужели так трудно установить настоящий хозяйский контроль за этим участком и избежать ничем не оправданные простои? Ведь, нельзя же мириться с таким положением, когда вместо 40 центнеров зерна очищается в день только 15—20 центнеров.

Низкая трудовая дисциплина, организационная распущенность в колхозе «1-е мая» естественно отражаются на работе транспортных бригад.

Старший возчик транспортной бригады тов. Пономарева, продолжая мысль Матвея Каракулова, рассказала на совещании актива:

— До пункта Заготзерно от нашего колхоза недалеко, но мы не делаем нужного количества поездок. Почему? Потому, что наши кладовщики обязаны к 8 часам утра приготовить зерно к отправке, засыпать его в метки и взвесить, но никогда у нас это не выполняется. Возчикам самим приходится делать всю подготовительную работу. Вместо 8 часов утра мы уезжаем из колхоза, как правило, в 11 часов. На Чернушинском пункте Заготзерно нас держат 2—3 часа. Ну, и возвращаемся мы из первого рейса только в 3 часа дня. На подготовку ко второй поездке у нас снова уходит пять часов.

Плохо то, что наша бригада только по названию постоянная. Люди в ней меняются ежедневно. В течение недели состав бригады менялся, например, три раза. Если вначале опытные возчики брали на каждую телегу по 5 центнеров зерна и боролись за то, чтобы сделать 3—4 рейса в сутки, то теперь мы делаем только по два рейса, и груза стало меньше.

Чтобы выполнить план хлебопоставок к 26-й годовщине Октября, нужно ежедневно вывозить 60 центнеров хлеба. Можно это сделать? При желании, настойчивости и упорстве, конечно, можно.

Тщательный анализ резервов и возможностей колхоза «1-е мая» показывает, что артель в состоянии работать гораздо лучше. Для этого нужно только, чтобы руководители и рядовые колхозники прониклись сознанием своего высокого долга перед родиной, перед фронтом, почувствовали благородную тревогу за успех дела, которое им поручено.

Между тем, выступление на совещании актива председателя колхоза тов. Андреева свидетельствует о том, что он не до конца еще уяснил существо собственных ошибок. Наивно, неубедительно звучит ссылка председателя колхоза на недостаток телег. Кто же должен был позаботиться о ремонте телег, как не руководители артели? Ведь, кузнецами работают члены правления, опытные мастера тт. Вохмин и Шутов. К сожалению, в течение года ни одной телеги не сделали.

Тов. Андреев заверил собрание, что в ближайшие дни будет организована круглосуточная работа по очистке зерна и вывозке хлеба государству. Но бесполезно ему напомнить, что, кроме осуществления организационно - хозяйственных мероприятий, следует широко развернуть разъяснительную работу в колхозе, оживить предоктябрьское соревнование, ввести в практику фронтовые задания бригадам.

Нельзя мириться с обезличкой в колхозе, которая до сих пор царила в колхозе. Надо поощрять стахановцев и беспощадно бороться с тунеядцами. Только покончив с бесхозяйственностью и безответственностью, колхоз «1-е мая» сумеет преодолеть отставание в хлебопоставках.

Ф. БУТЧЕНИР.