В СТЕНАХ БОЛЬШОЙ ШКОЛЫ

Мужская школ…Женская школа... непривычно звучат эти названия для многих. Н женские и мужские школы существуют уже немалый срок. Младшие дети учатся в новых условиях около двух месяцев, старшие – с 1 октября. Пора, пожалуй, оглянуться на прошедшие дни, посмотреть, как выглядит в условиях раздельного обучения городская школа.

В часы, когда кончается одна учебная смена и начинается другая, вход в громадное здание школы № 21 Ленинского района гор. Молотова невольно напоминает муравейник. Один за другим выбегают оттуда школьники, встречаясь с таким же непрерывным потоком детей. Стремящихся в школу. Хлопают двери, раздаются возбужденные голоса, мелькают ранцы, портфели, сумки. Шумная, кипящая школьная жизнь выплескивается на короткое время на улицу из-за толстых стен старого здания дореволюционной женской гимназии. Учатся сейчас в этом здании не девочки, а мальчики. Они вбегают шумливой толпой по лестнице к раздевалке, торопливо сдают одежду и растекаются по многочисленным коридорам. Извилистым переходам и закоулкам трех этажей.

Школа большая. Учится и в ней тысяча мальчиков, начиная с совсем маленьких восьмилеток и кончая рослыми юношами-десятиклассниками. «Школа-гигант»— говорят о 31 школе в районо;

Светел и чист школьный зал. У вращают его и белые скульптуры пионеров, и зелень цветов вокруг эстрады. Также чисто и тепло в классах. Только ребята все нынче здесь разные, собрались они в новый коллектив немного-немало из 5 школ.

В этом обстоятельстве директору школы т. Шульгин склонен усматривать главную причину тех происшествий и недостатков, которые бывают в школе.

На директорский стол из ящика извлекается тщательно свернутый пакет. Из него появляются на свет небольшой отрезок узкой резины, десятка два легких крючков на алюминиевой проводки и... патрон от винтовки в полной боевой готовности.

— Это «трофеи» сегодняшнего дня, а он и прошел еще только на-половину. Впереди вечерняя смена, которая еще ни разу с начала занятий не проходила без приключений. — говорит директор.

Безобидные на вид легкие крючки и резинка — «стрелялка» стали злой бедой в школе, Ими в вечернюю смену пробиваются электрические лампочки в классе, отчего прекращается урок, ими достаточно «слегка» попасть в глаз, чтобы лишить зрения своего же одноклассника. Коллекция «трофеев» разнообразна — бритвенные ножики, гайки на резинке, полоски железа.

— Часто хозяев у этих предметов не окалывается, прячутся в общей массе, запугивают робких, расправляются этими же орудием с теми, кто выдаст виновников внезапного наступления темноты или разбитого стекла в окне. А узнать их всех мы еще не смогли,—дополняет тов. Шульгин.

Но хозяин патрона известен. Ученик 6 «д» Нечаев, сын заведующей детским садом Ленинского района, отправлен директором за своей матерью для об’яснения. Он сказал, что патрон находился у него «просто так», а по лампочкам он стрелял, но ни одну не разбил.

По словам директора, такие хулиганящие дети, как Нечаев, есть в каждом классе. И в этом сейчас беда школы, основная проблема воспитательной работы, которая встала перед коллективом учителей после полутора месяцев занятий.

Где же главные причины этого уродливого явления? Откроются, конечно, не только в том, что в школу пришли дети из разных школ, с которыми по-разному работали другие воспитатели в предыдущие годы. И, конечно, не в том, что школа—самая крупная в городе, а учатся в ней одни мальчики.

Послушаем, что говорят сами школьники о своей школе.

— Когда мы начали заниматься,—говорит пятиклассник Толя Ш.,—нам сказали, что надо вести себя так, чтоб высоко держать честь своей школы. А интересно, чем же эта школа раньше была замечательна? Что-то я не слыхал, чтобы она особенно славилась.

Толя прав. Особенной славы у школы № 21 раньше не было. То была, школа из средних. Это не вина нынешнего педагогического коллектива, в большей своей части обновленного, но об этом знали в школе, и надо было очень настойчиво, очень умело рассказать Толе и его товарищам еще в первые дни, что честь вновь образованной школы еще только будет создаваться, ее еще только предстоит завоевать и завоевать самим учащимся, вместе с учителями.

Борьба з хорошую славу школы, за честь коллектива—испытанное, сильнодействующее воспитательное средство, цементирующее детский коллектив. Что же предпринято здесь, чтобы признать такое средство к немедленному действию? Оказывается, не было даже таких попыток. С начала учебы в школе не произошло ничего, что взволновало бы всех ребят одним хорошим, цельным чувством. Это могла быть встреча школьников с одним из доблестных наших земляков-фронтовиков, Героев Советского Союза, проведение военной игры, обшей для школы, шефство над госпиталем... Как живо откликнулись бы мальчики на такие дела! И, наконец, в школа забыли, что давно пора подумать о совместных с женскими школами мероприятиях по внешкольной работе. Недопустимая забывчивость!

Педагогический коллектив оказался захлестнутым с первых дней многими случаями хулиганства, невыдержанности и занялся только вылавливанием виновников. И пришлось директору назначать по 10 дежурных преподавателей на смену и проводить значительную часть своего времени в расследовании происшествий.

Не мобилизована по-настоящему здесь и помощь общественных сил. Комсомольская организация в 14 человек только что оформилась. Кстати, нам пришлось увидеть, как двое комсомольцев-семиклассников, сильно запоздав к началу занятий, очень спокойно об’яснили дежурному преподавателю, что они были заняты в райкоме комсомола (?). И, конечно, школе нужна помощь родителей. Об этом здесь серьезно еще не подумали.

Можно к тому же добавить, что и другие обстоятельства слагаются для школы неудачно. Почему, например, Ленинский районный отдел народного образования так скомплектовал педагогический коллектив, что большинство преподавателей имеет здесь учебную нагрузку в 3—4, редко 5—6 часов в неделю. Появляются учителя в классах редко и, естественно, отрываются от текущих школьных дел, медленно знакомятся с детьми и вообще являются «приходящими»?

Верные мысли высказывает тов.Шульгин о необходимости введения элементов военной дисциплины в большинство моментов жизни школьного коллектива. Ведь, питомцы школы—мальчики, юноши—будущие воины Красной Армии.

— Как же вы думаете осуществить эти мысли?

— Нет, видите ли. еще указаний...

Едва ли есть необходимость ожидать таких указаний и не пытаться получить согласие на введение в школьный режим некоторых новшеств. Мы интересовались, что известно т. Шульгину из положительного опыта, московских школ, работавших раздельно еще в прошлом году? Ничего. Прошло почти два месяца с начала занятий, а ни районо, ни гороно не догадались собрать директоров мужских школ вместе, чтоб обобщить первые результаты работы. Однако, мы не думаем, что руководителям органов народного образования города не было известно, что в мужских школах неблагополучно с дисциплиной школьников.

Н. ФИЛИППОВА.