Наши новаторы

Б. ИВАНОВ—начальник группы изобретательства завода имени Молотова

В борьбе за рубли и минуты

Лучшие люди нашего производства своим техническим творчеством ведут активную борьбу за выигрыш времени, за экономию металла, топлива, сырья и других материальных ценностей и средств, необходимых государству в борьбе с врагом, облегчают трудоемкие процессы, ускоряют выполнение фронтовых заказов.

Много «больших» и «малых» дел на счету у изобретателей и рационализаторов нашего завода за время войны.

Технолог цеха тов. Чебыкина тов. Миков заметил, что из-за несовершенства штампа получается косоголовость деталей. Это могло отразиться на качестве, боевой продукции. Миков изменил конструкцию штампа, и брак был сведен почти к нулю, а общая экономия от мероприятия составила свыше 30 тысяч рублей.

Над усовершенствованием штампа работал и технолог Гусов. Он изменил раз’ем штампа. Это дало возможность употреблять в работу заготовку меньших размеров, а значит и сберегать много металла. Кроме того, исчезли, необходимость слесарной отделки, которая занимала 4—5 минут на каждую деталь. Теперь 8 наименований деталей идут прямо в механическую отработку. Слесарь, занятый здесь раньше, перешел на другой участок.

6 тысяч рублей экономии дало рационализаторское предложение контрольного мастера т. Элькина, изменившего крепление скребка, что значительно сократило сборку узла. Ряд деталей стал совершенно не нужен, и цех смог употребить освобожденный металл на другие цели.

Стружка и транспорт

Казалось бы, что общего имеет обыкновенная металлическая стружка с железнодорожным транспортом, кроме того, что ее грузят в вагоны и направляют по назначению.

Между тем их взаимоотношения очень серьезны. Дело в том, что витая стружка, занимая много места, не может полностью заполнить полезное пространство

предоставленных ей вагонов. Эту задачу рационализаторы нашегозавода — начальник копрового цеха Ощепков и конструктор Максимов разрешили так. Они коренным образом изменили конструкцию стружко-дробилки, переделали загрузочную воронку, увеличили мощность машины и применили наплавку ножей дробилки твердым сплавом—сормайт. Стружко-дробилка, выходившая раньше из строя после 6—7 дней работы, безотказно служит сейчас уже длительное время. Превращенная в мелкие кусочки, стружка отлично заполняет предоставляемое ей место. Сейчас в один вагон помещается ее столько тонн, сколько раньше едва входило в 5. Чертежи дробилки разосланы на ряд заводов, где это конструктивное изменение принято безоговорочно.

Где обнаружены тонны металла

Так было заведено, что из этой заготовки можно было получить только две детали. Припуск для механической обработки указывался такой-то. Технологу металлургу т. Немтину чутье специалиста и подсчеты подсказали, что именно здесь можно избежать больших потерь металла.

Припуски велики. Нужно и можно их уменьшить. А из заготовки без сомнения должно получиться не две, а три детали. Конечно, понадобились новые приемы ковки, и т.Немтин помог мастерам в решении стоящих перед ними задач. Таким образом, из того же количества металла родилась новая единица— деталь, которая раньше в виде бесформенного лома шла в утиль. Уже подсчитано, что это предложение сэкономит свыше 2000 тонн металла в год.

Сейчас т. Немтин с заместителем главного металлурга завода , — т. Елисеевым, продолжая идею первого предложения, занимаются пересмотром развеса и формы слитков четырех наименований деталей. В цехе приступили к изготовлению изложниц и отливке металла. Этот пересмотр, преследующий цель—изменить существующие нормы, вызовет к жизни не меньше 1500 добавочных тонн металла в год.