Гений русской музыки

К 50-летию со дня смерти П. И. Чайковского

Сегодня — полстолетия с того дня, как умер Петр Ильич Чайковский. Творчество его, достигшее мирового признания еще при жизни композитора,продолжаетсвое

триумфальное шествие, Чайковский и сейчас — любимейший композитор широчайших масс советского народа. Музыка Чайковского, которую всегда отличишь от музыки любого другого композитора, близка душе русского человека, любима им—и в опере, и в романсе, и в балете, и в симфонических, и в камерных произведениях.

Необыкновенная глубина, чистота, искренность, сердечность— отличительные качества творчества Чайковского. Глубочайшая любовь к жизни, воспевание человеческой чистой любви, как великого движущего жизненного начала, борьба жизни со смертью, борьба добра со злом—содержание его творчества. Изумительная лиричность, напевность, простота, гениальная простота покоряют слушателя.

С полным правом Чайковский, человек исключительно строгий и требовательный к себе, к своей работе, к своим произведениям, мог писать в конце жизни: «Мне кажется, что я действительно одарен свойством правдиво, искрение и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек».

Этим замечательным определением Чайковский как бы сам устанавливает свое место в искусстве. Он — коренной русский человек в творчестве. И это не только потому, что в его произведениях часто используются народные песни, мотивы, запевы, получающие у него замечательное развитие, но и потому, что его творчеству близок строй русской народной музыки. Он — реалист в творчестве. И это самоопределение как нельзя лучше говорит о том, что представляет собой его музыка.

Есть много общего в отношении русской литературной и музыкальной критики к Чехову и Чайковскому (который, кстати сказать, был большим и искренним почитателем Чехова). Русская буржуазная критика и того и другого рядила в плащи певцов грусти. Выдумывались и приписывались Чехову — специальные «чеховские» настроения. выдумывалась и приписывалась Чайковскому специальная «чайковская» грусть, как нечто основное в творчестве. Между тем, нет ничего более неправильного, как принимать за специфическую «грусть» высокое раздумье о человеческой жизни, отличающее творчество композитора, раздумье о борьбе жизни со смертью. Чтобы убедиться в этом, нужно лишь иметь уши и непредубежденное отношение к его музыке.

Широко, по-настоящему начали понимать Чайковского лишь в нашу, советскую эпоху, п-настоящему, во всей широте оценившую глубину творческого гения русской музыки.

Родившийся в 1840 году и проживший53 года, Чайковский дал огромно много для русского искусства, огромно много в самых разных музыкальных жанрах.

«Пиковая дама», «Евгений Онегин» — величайшие оперные шедевры, украшающие собою и стоящие в самых первых ряда мирового опертого искусства, помимо них—«Чародейка», красоты которой во всей своей полноте раскрываются русским исполнительским искусством лишь в самые последите годы, «Черевички», «Мазепа», «Воевода», «Опричник», «Орлеанская дева», «Иоланта».

«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»! Чарующая и глубоко содержательная музыка этих балетов является крупнейшим шагом в развитии мировой балетной музыки, утверждая ее как важнейшею составную часть балетного спектакля.

Романсы Чайковского! Чуть ли не каждый из них является изумительным произведением. Композитор настоящим в своем романсном творчестве, всюду выступая как величайший мастер, глубокий философ и исключительно тонкий и искренний лирик.

Необычайно велика роль Чайковского в создании русской симфонической музыки. Симфонии Чайковского глубоки по содержанию, потрясающе человечны, правдивы, с исключительной силой и полнотой описывая и раскрывая внутренний мир человека. Столь же сильна камерная музыка Чайковского—его квартеты, его трио, его фортепианные произведения. Да разве перечислишь все необычайно разнообразное, необычайно богатое его творчество, перед которым справедливо преклоняется всякий любящий искусство, которое глубоко захватывает каждого человека, даже впервые услыхавшего музыку Чайковского.

Советское общество и сейчас, в годину суровых военных испытаний, высоко чтит, прославляет, пропагандирует музыку своего любимого композитора. Совесткая музыкальная культура продолжает развивать его творческие принципы. И какой страшной противоположностью является отношение к мировым культурным ценностям со стороны современных вандалов и разбойников с большой дороги – гитлеровских полчищ. Мы никогда не забудем и не простим варварского и издевательского разрушения немцами одной из святынь русского и мирового искусства— Дома-музея Чайковского в Клину, как никогда не померкнет гордая слава русского искусства, слава великого Чайковского.

С. ГИНЦ.