Геройскими подвигами на фронте и в тылу уральцы куют победу над врагом


-Геройскими подвигами на фронте и в тылу уральцы куют победу над врагом: Военным шагом.
Беседа с директором завода им. Молотова.
Большой счет предъявила нашему заводу война. Вот уже три года — более 1000 дней — коллектив напряженно и страстно работает на победу. Работает так, как велел фронт, как диктует любовь к отчизне и ненависть к врагу. Молотовцы оказались людьми крепчайшего уральского сплава. Продукция, которую они делали и делают высоко оценена Красной Армией.
Трудно рассказать коротко о трех военных годах завода. Выпуск изделий намного увеличился. В 1943 и 1944 году завод дает еще более совершенную и мощную продукцию. и в еще больших количествах.
Организовать работу такими темпами и такими масштабами было нелегко. Мы отвоевывали время на каждом участке производства. Мы создавали новую технологию, технологию военного времени. Конструктора неустанно совершенствовали изделия. В 3—4 раза быстрей осваивались новые изделия. Настойчиво искали мы заменители разных материалов и находили их, Завод создал за время войны для удовлетворения своих нужд десятки новых важнейших производств. В техническом творчестве наших стахановцев и командиров чудесно проявилось их горячее стремление помочь фронту. Наши новаторы сэкономили заводу рационализаторскими предложениями десятки миллионов рублей.
Военным шагом коллектив завода уверенно двигается вперед. Перед ним новые большие задачи. Идет техническое перевооружение цехов, подтягивается металлургия, на новую ступень поднимаются наши люди. Молотовцы не пожалеют для фронта своих сил, помогут добить фашистского зверя.

-Геройскими подвигами на фронте и в тылу уральцы куют победу над врагом: Даем первоклассную продукцию
Беседа с директором завода им. Сталина
За годы Отечественной войны коллектив нашего завода не без успеха трудился над созданием отличной продукции.
За три года войны завод сделал немало на пути к дальнейшему техническому прогрессу. Создан ряд цехов, полностью работающих на потоке с богато механизированной транспортировкой. Нами создан цех со сплошной конвейеризацией, изготовляющий миллионы деталей в год. Вследствие этой реконструкции завод получил возможность высвободить большую группу людей, сэкономить колоссальное количество электроэнергии, формовочных земель, материалов и т. д.
Мы в своей среде воспитали целую армию новых стахановцев, мастеров высокой производительности, новых командиров-большевиков, подлинных организаторов производства. Все они, как десятки, сотни других работников завода в сложнейших военных условиях проявляют большой трудовой героизм в достижений поставленной перед собой цели, в выполнении и перевыполнении производственных заданий.
В годы войны на нас легла ответственнейшая задача по обеспечению фронта первоклассной продукцией. Над выполнением этой задачи напряженно работал и работает весь коллектив.


-Геройскими подвигами на фронте и в тылу уральцы куют победу над врагом: Знатные уральцы - герои трудового фронта
Знатные уральцы - герои трудового фронта, самоотверженно работающие на, протяжении всего периода Отечественной войны. Слева направо: орденоносец И.С. Жирков - врубмашинист шахты имени Володарского треста «Кизелуголь», машинист депо Пермь II М.А. Колпаков, бригадир Иньвенского сплавного рейда «Камлесосплава» Д.Е. Жданов, бригадир молодежной бригады завода имени Молотова Вера Петренко и сталевар Лысьвенского завода, преподаватель сталеварения в ремесленном училище и школе ФЗО К.Г. Труханов.
Рисунок Ф. Добрынина.


-Геройскими подвигами на фронте и в тылу уральцы куют победу над врагом: В ногу с бойцами фронта
В период великой Отечественной войны неизмеримо возросли роль и значение Пермской железной дороги как магистрали, пропускающей большое количество поездов для нужд фронта, особенно с основного арсенала вооружения Красной Армии — Сталинского Урала.
По сравнению с довоенным 1940 годом дорога в 1943 году увеличила отправление грузов на 20,1 процента, прибытие - на 17 процентов, транзит грузов на - 30,5 процентов.
Несмотря на большие трудности, вызванные войной, железнодорожники Пермской успешно справляются с заданиями партии и правительства по перевозкам, сочетая свою производственную работу с активной помощью фронту и освобожденным дорогам.
На, основе социалистического соревнования, воинской дисциплины и творческой инициативы железнодорожников дорога за дни войны многого достигла по мобилизации внутренних ресурсов. В своих депо и мастерских железнодорожники отремонтировали десятки паровозов, построили и отправили на фронт несколько бронепоездов, поездов-бань, ремонтно-восстановительных поездов, изготовили и отправили два поезда с оборудованием, инструментом и материалами подшефным Юго-Западной и Белорусской дорогам. Рационализаторы железнодорожники дали дороге большую экономию рабочего времени, дефицитных материалов, денежных средств. Освоен ремонт и восстановление более 200 наименований запасных частей.
За годы войны на дороге воспитались сотни подлинных патриотов своего дела. Дорога гордится такими людьми, как машинисты Сухин, Тиунов, Стариев, которые показывают образцы вождения тяжеловесных поездов на больших скоростях, без набора воды, с экономией топлива в суровых зимних условиях Урала. Образцы чёткой работы показывают диспетчеры Пермяков и Семенов, составитель Коротовский, стрелочница Петрухина, бригадиры-путейцы Шилов и Трефилов, путеобходчик Конин. Таких людей у нас сотни, и их число с каждым днем все увеличивается во всех подразделениях дороги. —
За голы войны на дороге проделаны большие работы по техническому усилению и, в частности, по развитию станций гронозаводского направления, электрофикации участка Пермь— Чусовская, реконструкции паровозного депо Зуевка—Верещагино. Сейчас особое внимание обращено на усиление путевого хозяйства, как наиболее отстающей отрасли дороги.
Однако, работники Пермской не могут успокаиваться на достигнутом. У нас много еще недостатков, на которые указал нам Народный Комиссар Путей сообщения тов. Каганович в своем приказе «О работе Пермской железной дороги и подготовке ее к зиме 1944—45 года».
Чтобы помочь Красной Армии добить фашистского зверя в его собственной берлоге, нужно повысить культуру в работе, тщательно подготовить свое хозяйство к работе в зимних условиях‚ поднять качество эксплоатационной работы, обеспечить продвижение поездов для фронта и предприятий области на высоких скоростях. Это - долг каждого железнодорожника.
А. Воробьев, начальник Пермской жел. дороги, генерал-директор тяги 3-го ранга.


-Геройскими подвигами на фронте и в тылу уральцы куют победу над врагом: Сыны Урала
Он шел все быстрей и быстрей. Даже на снегу чувствовалась какая-то особенная твердость его поступи. Пули не пригибали к земле эту устремленную вперед коренастую фигуру. Клинок штыка казалось плыл над развороченной снарядами землей, над сугробами грязного снега. Волнами перекатывалось могучее русское «ура». Все реже и беспорядочней вели огонь немцы по наступающим. Несколько секунд, и одиночные выстрелы потонули в лязге штыкового боя.
Он выбил винтовку из рук немца и размозжил ему прикладом голову. Он заколол штыком одного, другого, третьего... И ‚когда закончилась схватка бойцы увидали, как этот бывалый солдат в порыве ярости несколько раз пропорол землю штыком, встал на колени, сняло шапку, зачерпнул снег и долго тер им разгоряченное лицо и русую курчавую голову.
Очевидец не назвал мне фамилию героя, но сказал: «Я хорошо знаю, что он с Урала. У него особый стиль и хватка особая — уральская».
Я вспоминаю об этом эпизоде, рассказанном мне на западной границе Смоленщины, об этих замечательных словах «уральская хватка», когда стою под сводами огромного, покрытого копотью цеха, где гигантский пресс в 2.000 тонн мнет как кусок глины раскаленную болванку в 4 тонны весом. Направляемая умелыми руками, она ходит взад и вперед, зажатая клещами манипулятора, поворачивается с боку на бок, пока не примет необходимую форму. Тогда кран подхватывает готовую поковку. Под прессом пылает новая стальная болванка. Снова машинисты налегли на рычаги и снова глухие удары колеблют землю. Восемь часов длится напряженная атака. Здесь рождается смерть немецким захватчикам, здесь нужна такая же ярость и ненависть к врагам, как в бою.
Кузнец Александр Иванович Соснин широкой ладонью проводит по вспотевшему лицу. Смена окончена. Он вышел из цеха, жадно глотнул свежий весенний воздух и долго смотрит на ласкающую глаз зелень молодой травы, на голубую гладь Камы. В этот день Соснин вместе с бригадой выполнил задание на 270 процентов. Весть о рекорде, установленном впервые со дня установки пресса «Дункан», молнией облетела дважды орденоносный завод. Старые кадровики говорили: «Узнаем Соснина. У него особый стиль - уральский. И хватка особая— уральская хватка».
И раньше были войны, войны жестокие и кровавые от исхода которых зависела участь государства русского, но такой войны мир еще не знал. И раньше, еще в ХVII веке на призывные грамоты Минина посылали уральцы на ратные подвиги дружины свои. Сами ковали и оружие, отливали пушки, снабжали селитрой, порохом и наказывали им идти не мешкая, ни днем, ни ночью, дабы вовремя поспеть на поле брани. Но такой силы несметной, такой громады оружия и снаряжения, как в эту войну, с Урала ранее выдано не было.
Три года воюет страна и каждый день, каждый час Сталинский Урал кует грозное оружие.
Здоровые, сильные, ловкие надели шинели, стали бойцами. Отцы заменили сынов у станка, жены пришли на смену мужьям‚ дети — отцам. И стали давать в два-три — в двенадцать раз больше продукции, чем до войны.
Три года назад сталевар Лысьвенского завода Труханов сдал свою пенсионную книжку в проходную и сказал: «Отдыхать не время, буду варить сталь». Сейчас его грудь украшает орден Ленина. Высокая награда старого кадровика-сталевара — свидетельство трудового подвига в дни войны. Труханов получил орден в то время, когда директор принимал высшую награду всему многотысячному коллективу лысьвенцев. Но не один завод на западном склоне Урала славен своими подвигами. И не один завод удостоен правительственной награды. Второй орден украшает знамя молотовского завода. Орденами награждены заводы, носящие имя Дзержинского, имя Горького, Губахинский коксохимический. Десятки тысяч молотовцев, добывающих уголь и нефть, делающих боеприпасы, замечательные машины для фронта, водящих поезда и пароходы, плавящих уральскую сталь, работающих в химических лабораториях, на колхозных полях носят на груди ордена. Их по праву зовут гвардейцами тыла. Далеко от Урала до фронта. Но дыхание войны чувствуется и здесь. Оно раздается в горах уральских эхом артиллерийских залпов, гудением моторов, грохотом кузнечных молотов, яркими зарницами стахановских плавок. И в глубоком тылу фронт, трудовой фронт Отечественной войны.
Каждый день глубоко под землю спускается шахтер Иван Жирнов. Он направляет свою врубовую машину в угольный пласт и подрубает «черное» золото. Не было такого дня, чтобы Жирнов не перевыполнял свое задание, Спросите Ивана Жирнова: «Трудно, наверное, вам достается?». И он ответит вопросом: «А на фронте легче? У меня линия фронта проходит здесь - в забое». Он прав, этот истый уралец-шахтер, на груди которого блестит орден Ленина. Линия фронта проходит и в забое, и через любой завод, и на колхозном поле.
Зайдите на орденоносный завод имени Сталина и познакомьтесь с молодым стахановцем Виктором Черемных. Это - командир. Его комсомольско-молодежная фронтовая бригада много месяцев завоевывает первое место в огромном заводском коллективе. Бригада приняла решение высвободить 4-х человек и не снижать темпы и качество работы. И добилась своего. Из 9-ти человек осталось пять, а производственные задания перевыполняются. Сам Черемных выполняет задание нередко за шестерых. Спросите его, как он добивается успеха. И Виктор ответит: «Работаем по-уральски. Вот и все».
Не отстают от рабочих и колхозники. Три года воюет страна, и три года колхозная деревня шлет свою продукцию бойцам, кормит тружеников тыла. Сколько замечательных трудовых подвигов вносит она на алтарь победы!
И все это дело рук сынов Урала. Все они похожи на того безвестного героя-уральца, что шел в атаку, на кузнеца Соснина, что кует оружие победы. Все они работают одним стилем - уральским стилем.
Это такие же замечательные люди, как они, в непроходимой тайге построили новые гремяченские шахты, замечательный Березниковский магниевый завод, Чусовскую домну, новый бессемер, новые мартеновские печи. Это они строят гидростанции, сплавляют лес, прокладывают железные дороги. Имя им - сыны Сталинского Урала.
П. Пономарев


-Геройскими подвигами на фронте и в тылу уральцы куют победу над врагом: Богатыри земли советской
Дороги войны! Грязные, израненные воронками, взрыхленные сотнями тысяч оружейных колес, танковых гусениц, миллионами сапог... Длинны вы, военные дороги. Кровью и потом политы вы, кровью и потом сыновей и дочерей Родины, беззаветно преданных, бесконечно любящих отчизну и без края, без меры ненавидящих врага. Где бы ни вилась военная дорога, где бы не проходила она, везде встретишь воинов-уральцев.
Уральцы бьются здорово! Вглядитесь в эти лица, товарищи. Сколько в них силы, бодрости, простоты и отваги!
Сколько в них воли к победе!
Вот Андрей Фаденев. Он бывший счетовод из Орды. Сейчас он командует огневым взводом. Гвардеец! Грудь его в орденах и медалях. Где только не дрался он! От Сталинграда до Севастополя прошел уралец. И в пылающих переулках города на берегу Волги, и под Матвеевым Курганом - он был гордостью воинской части, подлинным сыном Урала. Когда последний немец зеленой жабой плюхнулся в волны Черного моря‚ Андрей Александрович покинул Крым. Где он воюет сейчас? Бьет ли он немцев, громит ли финнов, уничтожает ли румын - везде он бьет их по-уральски, без промаха, без пощады.
А вот гвардии ефрейтор, комсомолка Лида Онянова. Не так-то уж много людей знали её в Соликамске. Работала и работала девушка электриком на «Бумстрое». А нынче нашу землячку знает весь фронт. Сейчас июнь, но еще в марте она из своей снайперской винтовки уложила 73 немцев, тех самых немцев, которые думали, что право на радость бытия, на смех имеют лишь они. Не вышло!
Фокинский район и колхоз имени Степана Разина по праву гордятся своим земляком М. Ф. Соломенниковым, который до войны работал в этом колхозе председателем. Глаз не обманывает уральца. 190 гитлеровцев списал он со счета. Его минометный расчет за годы войны стал во всем достоин своего командира.
Николай Федорович Кушев служил в Чердыни штурвальным на небольшом пароходе. Уйдя на фронт он стал отважным разведчиком. Легко сказать — 19 «язьков» привел отважный командир, капитан Кушев в свою часть. А сколько взлетело от его руки немецких мостов на воздух! Сколько до тла, до пепла сгорело немецких складов!
Еще один портрет. Это Н. Д. Басков. Его хорошо знали в Молотове. Он работал в Молотовском техникуме физкультуры. Сейчас ой командир, герой, гроза немцев. Сам лично т. Басков уничтожил 60 немцев.
В дни, когда уходил на фронт Басков, ушла защищать Родину и молодой врач из молотовского госпиталя. Надежде Петровна Киреева. В зимних полевых условиях, в землянке при блеклом свете копилки, она с успехом провела 13 сложнейших операций и вырвала из когтистых лап смерти 13 дорогих жизней советских бойцов и командиров. Но подлинный характер уральской женщины - храброй, отважной, непреклонной проявила она на самом переднем крае поля боя, где оказала, 589 бойцам и командирам первую хирургическую помощь. Вглядитесь в ее лицо земляки. Это лицо уральской женщины—честное, простое, открытое, прекрасное лицо патриота Родины.
Представьте себе бешено мчащийся немецкий штабной автомобиль. На заднем сидении его, словно деревянные чурбаны, три обалдевших немецких офицера. Машина полна бумаг и штабных документов. Немцам есть от чего обалдеть. Ведь за рулем машины не фриц, и не Ганс, и не Отто. За рулем — боец Красной Армии, уроженец города Молотова, бывший слесарь. Г.А. Шилов. Это он группой разведчиков пробрался недавно в тыл врага и ночью сумел захватить штабную машину с документами и с тремя немецкими офицерами. Вот она уральская дерзость!
Любовь Макарова служила в Молотовском народном суде секретарем, а сейчас она доброволец-снайпер, вот уже 62 немцев навсегда убедила в точности своего глаза.
Трое суток старший лейтенант танкист А. М. Галкин, до войны работавший заведующим отделом кадров Орджоникидзевского райисполкома, вместе со своим экипажем находился в осажденном танке. Немцы лезли на подбитую машину, поливали ее свинцом. Казалось, пришел конец, Но советские танкисты не сдавались. 200 немцев полегли вокруг танка. Под ураганным вражеским огнем исправил А.Н. Галкин машину, и танк пошел. 8 раздавленных пулеметных гнезд врага, а танк словно буря, словно шквал прорвался к нашим частям.
Так воюют уральцы. Мы рассказали лишь о девяти из них, а их тысячи, десятки, сотни тысяч.
С. Стрижов