«Вишневый сад» Чехов назвал комедией и с возмущением писал О. Л. Книппер: «Почему на афишах и в газетных оживлениях моя пьеса так упорно называется драмой? Немирович и Алексеев в моей пьесе видят положительно не то, что я написал». Эта же мысль в письме к Лилиной - Алексеевой: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс».
Почему же Чехов так упорно утверждает, что «Вишневый сад» комедия? Я понимаю это так: «Вишневый сад» пьеса глубоких и значительных социальных обобщений, в ней отражается целая эпоха. Творчество Чехова с огромной силой показывает нам русскую интеллигенцию конца XIX века, уходящих лишних людей и утверждает новых будущих строителей жизни.
Чехов берет жизнь во всей сложной гамме ее, сталкивая комическое и трагическое, и силой контрастных столкновений приводит к обобщенным образам.
Чехов жалел человека и любил его особенной любовью большого русского сердца. Его книги — печальная повесть о судьбе русского интеллигента, но сколько в них юмора, иронии, метких острых, характерных, образных определений! В «Вишневом саде» решается тема ухода одного поколения и утверждения новых сил. Жизнь сметает людей, памятники, быт, прошлое—тема драматическая, тема эпохальная. Образы «страдающие» — Гаев, Раневская, Фирс переживают глубокую драму—даже трагедию. Но присмотримся к ним: какие они беспомощные, жалкие, растерянные! Беспочвенные, моментами впадающие в детство, утерявшие связь со своим прошлым и не видящие будущего— разве они не могут быть материалом для комедийной сценической интерпретации?
Не видя ни будущего, ни сегодняшнего, они живут только вчерашним. А рядом с ними шумно бурлит жизнь, формируется будущее.
Раневская хорошо понимает это: «Сегодня судьба моя решается, судьба»—ибо продажа вишневого сада—это конец. Конец для Раневской. «Без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом».
Смерть «Вишневого сада»—конец жизни Раневских. Трагедия это или комедия? Если бы Раневская и Гаев были бы сильными людьми, боролись бы, отстаивали бы родовое дворянское гнездо, как рыцари своего класса, и пали бы жертвами задач времени, «Вишневый сад» несомненно можно было бы назвать драмой, но Чехов, жалея своих героев, рисует их жалкими, ничтожными, слабыми и опустошенными внутренне, произносит над ними свой приговор, показывая в образах Гаева и Раневской распад класса, его духовную смерть,—и для нас это комедия.
Многое в чеховских сценах звучит сатирически, многое—иронически, но основное звучит- обвинением и пророчески говорит об ухо де и гибели—одна эпоха сменяете: другой, одни общественные отношения другими.
«Вишневый сад», несмотря и; драматичность сюжета, стоит в ряду крупнейших произведений русской классики, которые названы комедиями. В таких произведениях комическое переплетается с драматическим, но пьесы звучат комедий, но ибо автор их острым жалом сатиры бичует героев и их дела. С другой стороны, в пьесе много острых комедийных положений, резким контрастом сталкивающихся с драматическими ситуациями. Критическое отношение автора к героям «драмы» и резкое подчеркивание комических сторон жизни приводит к тому, что «Вишневый сад» комедия, но с лирическим уклоном.
***
Основная ведущая тема «Вишневого сада»—предчувствие новой жизни. Несут эту тему два действующих лица:—Трофимов и Аня. Аня вся в будущем, Аня вся как благовест новой России. Ее чистота, ее кристальность, ее целеустремленность—основы ее характера.
И как светло, мажорно и призыв но, точно чудесная музыка, звучат ее слова:
«Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая чистая душа. Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем, мы посадим новый сад, роскошнее этого...»
И зная чеховскую мечту о лучшей жизни, мы ясно себе представляем, что мечты Ани о новом саде — это мечта о делах и трудах, и новый сад—это та новая жизнь, которую нужно построить! И так же звонко и уверенно, как слова Ани, звучит трофимовское: «Здравствуй новая жизнь!».
Вся деятельность Трофимова в пьесе проходит в одном направлении—убедить Аню уйти, и не случайно Чехов финальные слова, определяющие последний смысл пьесы, вкладывает в уста Трофимова: —«Здравствуй, новая жизнь!» Это может сказать человек, котором! автор доверил будущее и который несомненно, придет к этому будущему, придет вместе с Аней. Они— дети будущего, как Лопахин, на довольно значительный • отрезок времени, становящийся хозяином этого будущего. Но во имя его рубится вишневый сад, вырубается красивое, но мертвое «прошлое» и утверждается прекрасное и светлое «будущее». Теперь о «хозяине» «будущего» о Лопахине.
Лопахин представляет себя мужиком, иронизируя над собой. Но мужицкого в природе Лопахина осталось мало и не случайно Трофимов говорит Лопахину:
«У тебя тонкие нежные пальцы как у артиста, у тебя тонкая нежная душа...»
Чехов в письме к К. С. Станиславскому говорит: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов, и мне вот казалось, что эта роль центральная в пьесе вышла бы у вас блестяще. При выборе актера для этой роли не надо упускать из виду, что Лопахина любила Варя, серьезная и религиозная девица. кулачка бы она не полюбила».
Так вот, если проследить линию поведения Лопахина в пьесе, то станет ясно, что ему жаль сада и его обитателей, но, понимая неизбежность гибели этого старого дворянского гнезда и ненужность его перед лицом новых задач жизни, Лопахин с болью в душе с мукой рубит вишневый сад.
Но он не понимает и не сознает того, что является представителем тон новой общественной формации, тех новых сил, которые приходят на смену уходящему классу.'
Он только понимает, что в силу каких-то, ему еще неведомых законов и причин—он становится хозяином вишневого сада: и Лопахин мечтает о новой жизни и во имя ее замахивается топором.
Роль Лопахина—центральная в пьесе, ибо он несет' действенное разрешение основного вопроса: быть или не быть «Вишневому саду» и в его лице автор произносит свой приговор над умирающим и уходящим дворянством.
Сейчас, читая -Станиславского, мы видим, что гениальный интерпретатор Чехова готов пересмотреть свое отношение к истолкованию образа Лопахина, а вместе с ним и всех героев пьесы.
Не случайно у Станиславского вырывается такая фраза: «Дайте Лопахину в «Вишневом саде» размах Шаляпина, а молодой Дне темперамент Ермоловой и - пусть первый со всей своей мощью рубит отжившее, а молодая девушка, предчувствующая вместе с Петей Трофимовым приближение новой эпохи, крикнет на весь мир: «Здравствуй, новая жизнь!». И вы поймете, что «Вишневый сад» — живая для нас, близкая довременная пьеса, что голос Чехова звучит в ней бодро, зажигательно, ибо сам он смотрит не назад, а вперед».
Задача театра—решить эту чеховскую мечту о грядущей заве человечества и показать в «Вишневом саде» неизбежность ухода одних сил и прихода других.
Спектакль точно должен перевернуть страницу жизни вчерашней и остановиться на странице жизни сегодняшней. Чехов во многих своих произведениях в уста своих героев вложил слова, которые звучат пророчески, ибо только наша жизнь принесла старой России это обновление, тот новый уклад жизни, котором так мечтал Чехов...
В этом тема пьесы и идейная сущность спектакля «Вишневый сад» в нашей постановке.
А. ВИНЕР - худ. Руководитель Молотовского драм театра, постановщик спектакля.