«Новые похождения Швейка»

Зрители заразительно смеются, - он снова перед нами Иосиф Швейк, бравый солдат из Праги. Лукавый, простодушный, избравший щитом своей защиты им же изобретенное свое слабоумие за которым припрятаны и сарказм и тонкая издевка и подлинная окопная солдатская мудрость. Таков Швейк и на этот раз в кинофильме, созданном сценаристами Е. Помещиковым и И. Рожковым в постановке режиссера С. Юткевича.

И на этот раз на бравого солдата Швейка валятся все шишки, но сейчас он предстал перед нами не только как неунывающий неудачник, но и как храбрый и деятельный участник борьбы против немцев.

Мы не будем пересказывать содержания фильма, скажем, лишь, что сюжет задуман интересно, остроумно, изобилует массой эпизодов и трюков, вызывающих дружный смех зрителей. Особенно удачно сделана середина картины — сон Швейка, в котором он сталкивается с Гитлером.

Артист Б. Тенин, играющий Швейка, пожалуй, ничего не прибавил и ничего не убрал из того образа, который мы ярко представляем себе и по книге Ярослава Гашека, и по театральным постановкам.

Значительно более трудная задача выпала на долю артиста Мартинсона, играющего Гитлера. Мартинсон играет Гитлера приемом гротеска, но в полном соответствии с жизненной правдой. Чванливый, самовлюбленный, зловещий — таков Гитлер, созданный Мартинсоном В целом ряде сцен ярко, по комедийному раскрывается перед зрителем образ кровожадного фашистского фюрера с его манией величия и манией преследования.

Фильм о похождениях Швейка безусловно радостное событие в жизни нашего кино. Жаль только, что зачастую отдельные эпизоды в фильме вызывают смех не силой сатиры злой и обличительной, а чисто цирковыми приемами. А ведь у Гашека бравый солдат Швейк силен именно своим ярким сатирическим содержанием.

Наш зритель тайно мечтал о комедии, о сатирическом фильме, на котором можно от души посмеяться. И тем обиднее, мне кажется, что и сценаристы, и постановщик в финале фильма отказываются вдруг от комедийности и берут неожиданно курс на серьезность. Тетка Иосифа Швейка, так комедийно начавшая свою роль, вдруг появляется в образе грозного обличителя гитлеровской Германии, явно выпадая из плана комедии, веселой солдатской сказки. Похоже, что и сценаристы, и режиссер испугались вдруг комедии, побоялись довести картину до конца в задуманном ими плане. То главное, что хотели сказать постановщики, следовало бы до конца сказать языком комедии.

Но этот момент исключение. В целом же фильм радует своим заразительным юмором, и в этом главная заслуга его создателей.

С. СТРИЖОВ.