В потоке приказов и в плену безответственности

На столе у механика цеха кальцинировавной соды Серикова лежит книга приема и сдачи смен. Это — важная книга.По ее поводу был издан специальный приказ Наркома химической промышленности. Об аккуратном и тщательном ведении записей в книге немало приказов издано и на самом заводе.

Всего этого, казалось бы, достаточно для того, чтобы упорядочить прием и сдачу смен на заводе, строго соблюдать порядок и правила записей в книге.

- У вас так и делается,- говорит т. Сериков.- Я строго слежу за правильным ведением книги.

- Строго ли? Мы просматриваем книгу. Бросаетея в глаза, что она не прошнурована и даже не пронумерована. Отдельные листки вырваны. Записи начальников смен носят следы формальности и безответотвенности.

Вот лист за 11 марта. Кто сдал первую смену, не указано. Принял ее начальник смены Пономарев, но и он счел излишним расписаться. Третья смена за это же число. Записей о приеме и сдаче смены совсем нет. Отсутствуют. и записи о первой и второй сменах за 12 марта и другие дни. На многих листах отсутствуют записи в графе «замечания техрука».

- Почему же так безответственно ведется книга? - спрашиваем тов. Серикова.

Техрук, который только что говорил, что книгу он ведет «строго», мнется. Ему трудно дать вразумительный ответ, и он решает всю вину свалить на начальников смен.

- Я с ними часто говорю, беседую, выясняю(?), но ничего не получается...

Вот он, «стиль» работы на содовом заводе! Здесь много «говорят», «беседуют», «выясняют», но мало делают. Если так выполняется приказ Наркомата, о порядке приема и сдачи смен, то еще хуже с реализацией приказов и распоряжений по заводу.

Один из ответственных работников завода прямо заявил:

- Если бы на заводе проводилась в жизнь хоть половина издаваемых приказов, количество выпускаемой соды намного увеличилось бы.

Правильное замечалие! Редко встретишь тажую распущенность и недисциплинированность, как на содовом. Сошлемся, однако, на факты. На заводе все еще велика аварийность. Это прежде всего результат технической неграмотности и нарушения правил технической экоплоатации оборудования. По этому поводу на заводе изданы буквально десятки приказов, причем многие из них весьма умные и дельные. Но беда в том, что они в большинстве своем остаются на бумаге.

14 января этого года в том же цехе кальцинированной соды прекратилось поступление экспанзерного газа. Из-за этого цех простоял целые сутки, недодав стране более десятка тонн соды. Директор завода Поликарпов издал приказ, в котором начальнику цеха Тараканову предложено было провести ряд мероприятий, устраняющих впредь подобные безобразия. Что же сделал Тараканов? Он ограничился формальным выполнением лишь нескольких предложений директора.

На заводе было издано много приказов о провверке знаний инструкции рабочих мест. Ни один из них не выполнен как следует. 12 марта в цехе известковых печей произошла поломка улиты (аппарат для выгрузки). Это произошло исключительно по вине рабочих смены Пастухова, грубо нарушивших рабочую инструкцию по обслуживанию аппарата.

На заводе систематически нарушают правила техники безопасности. Сколько приказов издано и по этому поводу! В одном из них (от 12 января) предлагалось провести проверку подъемных средств. Тем не менее почти ни в одном цехе этот приказ по существу не выполнен. Что же удивительного в том, что количество несчастных случаев в отдельных цехах даже увеличивается.

Хочется привести еще одно характерное явление на заводе. Редкий приказ не кончается словами: "Данный приказ проработать среди персонала в цехах и сменах". Эта фраза звучит как смешной анекдот. К ней так привыкли, что только наивные люди считают ее для себя обязательной.

-Зачем утруждать себя? - говорят в цехах, - все равно никто не проверит исполнение.

В этом все дело. И в дирекции завода, и в партийном бюро не спорят, что проверка приказов на заводе поставлена безобразно. Руководители завода нарушают директивы наркомата, начальники отдельных смен не выполняют приказов директора, а ряд рабочих, глядя на это, в свою очередь позволяет себе нарушать трудовую дисциплину.

Березниковский содовый завод продолжает отставать. Его долг стране растет из месяца в месяц. Однако, на какие бы "объективные" причины ни ссылались содовики, им не удается скрыть, что все дело заключается в том, что на заводе не берутся за главное - за наведение большевистского порядка.

С. Булошников - прокурор города.

В. Бакшт - корр. "Звезды".