Военная подготовка учащихся

Совет Народных Комиссаров Союза ССР 24 октября 1942 года издал специальное постановление «О военно-физической, начальной и допризывной, военной подготовке учащихся» начальных, неполных средних и средних школ и техникумов. В этом постановлении изложены основные задачи военного обучения и воспитания учащихся, а именно: воспитать подрастающее поколение в духе беззаветной любви к Родине и выносливых юношей, овладевших военным делом в об’еме сокращенной программы по подготовки одиночного бойца и бойца, способного действовать в составе отделения.

В военно-физическая, начальная и допризывная военная подготовка входит в общую систему обучения и воспитания учащихся.

Эта задача осуществляется крупным институтом военных руководителей, военных преподавателей, преподавателей специальной подготовки по связи и санитарному делу, физкультурных руководителей, инструкторов военных комиссариатов и отделов народного образования.

Учащиеся школ Наркомпроса гоструд резервов, техникумов и вузов полюбили часы военного дела, увлекаются внешкольной военно-физкультурной массовой работой, успешно овладели основыми военных наук.

Весьма показательны в этом отношении результаты весенних испытаний по военным дисциплинам в школах Молотовской области. Из всего числа оценок по военным дисциплинам: отличных —30,1 процента, хороших—44,8 проц., посредственных—24,1 проц., плохих — 1 процент.

За прошлый учебный год нашими учащимися по тактической подготовке пройдены такие темы, как «Боец в наступлении», «Действия бойца при атаке и бое в глубине обороны противника», «Действия бойца-связанного, бойца-наблюдателя, бойца-разведчика».

Учащиеся научились владеть малокалиберной винтовкой, русской винтовкой образна 1891/30 года, минометом, ручными гранатами и другими огневыми средствами.

Проводлились занятия по ознакомлению учащихся с различными родами войск. Весьма успешно проходили беседы о Красной Армии и военном прошлом русского народа.

Наилучших успехов в постановке военного дела в школе добились военруки тов. Ламбин (Кунгур). тов. Грехнев (с. Березовка, Ворошиловского района), тов. Алексеев (Бардымский район), тов. Бычков (Краснокамский район), т. Эль (Чусовской район).

Летние лагери учащихся привили юношам 8-9 классов практические навык в военном деле. Под’ем по сигналу горниста, физкультурная зарядка, туалет, занятия по тактической, огневой, строевой подготовке, преодоление штурмовой полосы, длительные военные походы с разыгрыванием какой-либо тактической игры, затем сдача норм на значок ГТО, политинформации по вечерам сигнал горниста, отбой — таков лагерный трудовой день учащегося. Недаром юноши Куединсиого лагеря настолько увлеклись военным делом, что решили все поступить в военные школы.

Беда, что там же, в Куединском районе, как и в Березниках, и в Соликамске, и в некоторых других районах области, местные партийные советские и хозяйственные организации отнеслись недостаточно серьезно к такому важному оборонному мероприятию, как военные лагери учащихся. Регулярное снабжение лагерей продуктами питания часто срывалось, ходом учебы в лагерях никто не интересовался.

Постановления СНК СССР и облиисполкома о постройке спорт площадок. Оборудовании военных кабинетов и изготовлении учебных наглядных пособий по военному делу сплошь и рядом не выполняются. Так, в Ленинском районе г. Молотова школы 10, 21, 26 и др. совсем по имеют спортплощадок, оборудованных согласно таблицам учебной программы. Руководители Косинского, Гаинского и Кочевского районов, Коми-Пермяцкого Национального округа вовсе не думают об изготовлении учебных наглядных пособий. Ни одна школа Кировского района не имеют еще хорошо оборудованного военного кабинета.

Нельзя обойти молчанием инертность отделов народного образования, считающих, что военная подготовка учащихся—это сфера деятельности одного военного комиссариата. Например, зав. Сталинским районе гор. Молотова тов. Бородулина явно игнорирует военное преподавание в школах и считает его необязательным. Спортплощадки здесь до сих пор строить не спешат, военные кабинеты оборудовать не собираются.

В связи с введением раздельного обучения и новыми правилами поведения учащихся школьникам должны пред’являться единые требования педагогического коллектива. Военрук не должен быть изолирован от учительской массы, и последняя в свою очередь, должна оказывать ему методическую помощь, учитывая, что большинство военруков впервые приобщается к педагогической деятельности.

Требуется максимальная заинтересованность всех районных организаций в частности отделов народного образования, в улучшении постановки военного обучения. Беспечность в этом важном деле абсолютно недопустима в наше время, в дни величайшего напряжения всех сил народа в борьбе с немецкими оккупантами

Лейтенант Н. ОКУНЬ.