ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 9 июня. (Спецкорр. ТАСС). Совинформбюро уже. сообщало о том, что наши отряды освободили в одном населенном пункте юго-восточнее города Витебск 8 тысяч мирных жителей, согначных гитлеровцами в концентрационный лагерь. Эти несчастные люди — женщины, дети, старики — были вывезены немцами в конце мая нынешнего года из Витебска. Оки рассказали своим освободителям о расстрелах, виселицах, грабежах, о всех зверствах, творимых фашистскими захватчиками в крупнейшем промышленном центре Белоруссии.
В первый же день своего Вторжения в Витебск, немцы учинили погром. Пьяные фашисты врывались в дома, хватали женщин, детей, стариков и гнали во двор клуба металлистов. Солдаты срывали с женщин и детей одежду, зверски избивали за малейшее сопротивление. На окруженном автоматчиками дворе клуба вскоре скопилось до 10 тысяч человек. Их стали вывозить большими партиями на 40—50 машинах и расстреливать. В самом городе на площади Свободы и на Смоленском базаре появились виселицы.
Плотник Белгосстроя Андрей Венедиктович Ковалев и рабочие фабрики — отец Иван Леонтьевич и сын Сергей Иванович Калинины были повешены за то, что они были русские. Известного в Витебске профессора Михаила Леонтьевича Мурашко убили за то, что он оказывал помощь больным.
— Как-то раз, — сообщила жительница Витебска Евгения Ивановна Тучинина, — немцы устроили подлую провокацию массового побега военнопленных. Ворота, концлагеря как бы, ненароком остались открытыми. Многие военнотленные бросились на улицу. Их встретили пулеметным огнем солдаты учебной команды.
Жители Витебска Николай Соколов, Евгения Козлова, Мария Егорова, Пелагея Акимова и другие показали:
Летом 1942 года немцы производили раскопки Духовского, Туловского и Иловского рвов, где были свалены тысячи трупов погибших мирных жителей и военнопленных. Извлекаемые на поверхность трупы поливались какой-то жидкостью и сжигались. Всех участников раскопок — несколько сот военнопленных — потом расстреляли.
В ноябре прошлого года гитлеровцы затеяли массовую отправку молодежи Витебска на каторгу в Германию. Многим юношам и девушкам удалось скрыться в окрестных деревнях.
Немцами было предпринято еще несколько попыток полной эвакуации мирного населения в сторону Орши. Но тысячи витебчан продолжали укрываться в подвалах и погребах. В связи с этим гитлеровцы 28 мая устроили облаву с собаками-ищейками в городских кварталах. На этот раз удалось согнать на двор зеркальной фабрики и в бывшие казармы пятого железнодорожного полка до 12 тысяч жителей. Всех мало-мальски трудоспособных от 13 до 60 лет отобрали и немедленно увезли в Германию. А остальных — больных стариков, женщин и малолетних детей погрузили вместе с их домашним скарбом в товарные вагоны.
— На разъезде Лычковского, — рассказывает Григорий Матвеевич Иванов, — всем нам предложили высадиться без вещей якобы на медосмотр. Вагоны с нашим жалким добром отправили дальше, а нас четверо суток гоняли с места на место. Наш скорбный путь через леса и болота усеян трупами павших от истощения, приколотых штыками охраны,
В окруженном болотами лесу витебчане попали в концлагерь, обнесенный несколькими рядами колючей проволоки и минными полями. Здесь были расстреляны полтораста юношей и девушек. Среди них был Владимир Сыроежников — 16 лет, Петр Богачев — 17 лет, Марфа Краснова — 15 лет.
На несколько километров растянулась колонна вывозимых из лагеря смерти советских людей, освобожденных Красной Армией.
К. ПУХОВ