«Ночь перед Рождеством»
Гоголевский юмор! Гоголевская Фантастика! И швырнет же в свет русский народный гений такого изумительного мастера, как Гоголь! И засверкает же всеми цветами радуги драгоценное русское слово, и полется оно свободным и восхищающим потоком из-под пера великого чародея литературы. Мудрено ли, что гоголевский сюжет без конца привлекает к себе внимание композиторов, для которых уже сама музыкальность произведений Гоголя представляет благодарнейший и соблазнительный материал.
Римский-Корсаков, один из замечательных русских композиторов, подобно многим другим, также не мог пройти мимо Гоголя и на темы «Ночи перед Рождеством». создал свою оперу, сам написав к ней либретто и в большой степени использовав подлинный гоголевский текст. Насыщенная элементами фантастики, к которой так тяготел композитор заразительным юмором, тесно перекликающимся Гоголевским, а в то же время ярким народным украинским колоритом, богатой музыкальными красками в большой степени симфоничная, но содержащей в себе не мало легко запоминающихся арий, опера эта, впервые поставленная в 1895 году, совершенно несправедливо попала вскоре в разряд «забытых», была зачислена в «нерепертуарные» произведения.
И понадобилась большая работа прекрасного коллектива Кировского театра уже теперь, в дни великой Отечественной войны, чтобы мы могла присутствовать при первом «рождении» оперы, при новом ее и удавшемся утверждении. Творческое содружество тонкого, вдумчивого, четкого музыканта, дирижера спектакля лауреата Сталинских премий, народного артиста СССР А. М. Пазовского, умелого мастеря оперной режиссуры, постановщика, лауреата Сталинской премий, засл. деятеля искусств Л. В. Баратова и яркого художника лауреата Сталинских премий. нар. худ. РСФСР Ф. Ф. Федоровского привело к созданию великолепного музыкального, театрального, зрелищного спектакля.
А. Пазовский, удивительно умеет сочетать и соединять в неразрывное целое оркестровую и вокальные партии спектакля. Они слиты воедино так, что порой не замечаешь, где тончаете звучание оркестра (мягкое, тонкой, нигде не форсированное) и где начинается пение. Такое именно ощущение испытываешь при слушании «Ночи перед Рождеством» Все разнообразия музыкального языка оперы, ее партитуры —- чудные, короткие, симфонические выступления к отдельным картинам, фантастичность многих ее кусков (яркий музыкальный эпизоды полета Вакулы, пляска звезд, или танцы небесных дивчин» в постановке театра, бесовская колядка и др.), обязательный юмор, народный украинский колорит, о чем сказано уже было выше. — все разнообразие партитуры оперы находит воплощение в изящном, мастерски отделанном исполненные оркестра, легко подчиняющегося, как и хор, как ловцы, каждому движению рук дирижера.
Л. Баратов вновь показал в этом спектакле способность тесно связывать свои постановочные задачи с замыслом музыкального интерпретатора спектакля. Отнюдь не отодвигаясь сам, как постановщик, на задний план, он умеет все происходящее на сцене по его велению, подчинить дирижеру. Вот почему нигде не чувствуешь никакого противоречия между музыкой и постановкой. А постановка блезет выдумкой, остротой, создает убедительный сказочный стиль всего спектакля, чему способствует и работа художника Ф. Федоровский, может быть излишне мельча, детализируя, создал яркое сказоно-фантастическое и сказачно-бытовое оформление спектакля. Привлекательны декорации первой (Диканька), четвертой (улица в Диканьке), седьмой (дворец) картин и «воздушного пространства». С особенным блеском поставлена и оформлена седьмая картина с весьма эффектным появлением А. Маньковской в роли царицы.
Достижения ансамбля в новой постановке кировцев совершенно очевидны, если принять еще во внимание на редкость слаженное и отмеченное высокой культурой исполнение хора (хормейстер засл. Арт. В.И. Степанов), особенно удачное в колядках, и прекрасно поставленные Н. Анисимовой, отличающиеся хорошей выдумкой танцы. Но значителен также в общем ансамбле и успех певцов.
О. Кашеварова создает изящный легкий образ Оксаны (жаль лишь, что грим ее малоудачный) и в музыкальном отношении, благодаря ее свежему, гибкому, приятному лирическому сопрано, и в сценическом отношении. Запоминается ее песня во второй картине («Нет, я совсем хороша»), в которую певица вкладывает иного изящного кокетства, и дуэты с Вакулой и лирическая ее ария в последней картине под аккомпанемент струйных инструментов (представляющий собой одно из замечательных мест в музыке стеры).
В ряд с Кашеваровой Г. Нэлепп нарисовал интересный внешне и музыкально содержательный образ кузнеца Вакулы. Поет он широко и свободно, хорошо владея своим большим голосом. Поет он выразительно и сильно впечатляя. И лишь несколько излишняя драматизация партия — в опере-сказке! — на изредка форсируемый звук чуть мешают общему отличному впечатлению.
Хороша в живом исполнении засл. арт. О. Ф. Мшинской Солоха.
Целый ряд образов, пронизанных юмором, создал композитор. И образы эти получили удачное вокальное и сценическое претворение. Вертлявый, жалкий. Приниженный Вакулой чорт (В. Ульянов), выдающийся по мастерству пения и актерского исполнения сластолюбец и трусишка дьяк (засл. арт. Н. И. Середа), незадачливые и неудачные. Голова (засл. арт. Г. Н. Орлов) и Чуб (И. Тонкий), Панас (П. Яшугин) производят приятное впечатление и культурой вокального исполнения, и актерской игрой, часто вызывающей искрений смех в зрительном зале. Смеха в этом спектакле много, и он является верным признаком того, что постановищики, задавались целью создать веселый, сказочный, жизнерадостный спектакль, весьма преуспели в этом. «Ночь перед Рождеством» зазвучала с советской сцены с большой силой.
С. ГИНЦ