На выставке З. М. Виленского

7 декабря в Доме Красной Армии открылась выставка работ художника-скульптора 3. М Виленского.

На внимательно устроенной областным отделом искусств выставке представлено около 60 работ скульптора — плод его двухлетнего пребывания на Урале, где он почти с начала Отечественной войны работает в Чермозе, здесь же, на Чермозском металлургическом заводе, черпая основные темы своих произведений.

Виленский — скульптор-портретист по преимуществу. И чермозские работы его — также преимущественно портреты.

Перед зрителем возникает целая галлерея образов уральского рабочего. В портретах сталевара Исмагила Садыкова и обер-мастера Н. Ф. Вотинова, в портретах двух старых рабочих — В. В. Колокольникова и А.С. Ужегова воплощены типические черты рабочего горнозаводского Урала, за которыми скрываются и вскрываются скульптором черты уральского характера: особая трудовая сосредоточенность, зоркость в труде, какая-то напряженность и настороженность, соединенные со спокойной уверенностью в своих силах. Эти же черты хорошо выражены в портрете рабочего Н. Н. Новикова, удачно композиционно решенном: крепкая, уверенная посадка головы и решительный поворот ее, простота выражения лица и хорошая, едва проскальзывающая улыбка мыслящего наблюдателя, твердо знающего про себя:—Я-то знаю, что и как, я сделаю то, что надо.

В большинстве портретов Виленского, в том числе в ряде скульптур Героя Социалистического Труда (особо удачен бюст, окрашейный в темнозеленый цвет) заметно стремление к монументальности-Таков и большой, портрет И. В Сталина, открывающий выставку. А жаль, что порой это стремление приводит к некоторой статичности: она чувствуется в портретах Садыкова, Колокольникова и некоторых других.

Интересен и производит впечатление своей взволнованностью скульптурный портрет художника Л. И. Аронова. В этом портрете чудесно выражены творческие искания, творческая неудовлетворенность собой.

Обращают на себя внимание и несколько небольших композиций на темы, навеянные войной. Это преимущественно эскизы и этюды. Хороша «Тревога»—девочка с совсем маленьким ребенком, уткнувшимся ей в плечо, «Остался ребенок» — убитая, распростертая на земле мать и ребенок с выразительными худыми ручонками, большой головой и написанным на лице неосознанным страхом, скорее происходящим от того, что «мама не отвечает на мольбы».

Таковы же «Последнее кормление» (мать, кормящую грудью ребенка, отрывают от него, чтобы увести в фашистское рабство) и «Последний взгляд» («В кабалу») на ту же тему.

Произведения Виленского интересны и по содержанию своему, и по свободной манере обращения с материалом лепки, и по технике исполнения (огнеупорная глина, которой хорошо владеет художник). Работа скульптора в течение двух с лишним лет очень плодотворна и интересна.

С. ГИНЦ.