Отец и дочь Шоломовы

Анна Шоломова взволнованная подошла к столу президиума. Ей вручили почетную грамоту.

Смущенная горячими приветствиями друзей и товарищей, девушка тихо, но твердо сказала:

— Я очень и очень благодарю за то, что мой первые шаги отмечены так высоко...

В грамоте было написано, что лучший машинист Чусовского электродепо Анна Шоломова премируется за отличное вождение тяжеловесных составов. Только в июне Анне провела шесть таких составов, обойдя всех старых машинистов.

Она была учительница, любовно учила малышей-первоклассников. Но грянула война. Анне захотелось, как говорит она, быть ближе к линии фронта. Она написала в парторганизацию Чусовского узла: «Хочу помочь родине в борьбе в врагом. Прошу разрешить учиться на машиниста электровоза».

А спустя полтора года руки Анны уже твердо и уверенно повели в первый рейс первый тяжеловесный состав.

— Когда я была помощником машиниста, — рассказывает Шоломова,— я стремилась как можно скорее научиться самостоятельно водить поезда, частенько забиралась не место машиниста и очень радовалась, когда мне доверяли вести поезд. Большое чувство возникало тогда, а мысль была одна—скорее научиться...

Подходя к электровозу, на котором находится невысокая девушка и совсем молоденький парнишка, люди неизменно спрашивают: «А где же машинист?» Густо краснеет Анна, когда ее ответ: «Я!» встречается недоверчивым взглядом.

Действительно, трудно поверить, что состав поведет вот эта девушка и ее совсем юный помощник.

Мечта Анны сбылась. Упорство, настойчивость и прилежная учеба сделали ее хорошим, знающим машинистом.

Совсем иной путь до машиниста прошел отец Анны, Иван Филимонович. Это был долгий путь. С 1918 гола работал он на транспорте кочегаром, слесарем, помощником машиниста. Помощником проходил восемь лет и только в 1927 гощу стал, наконец, машинистом паровоза Чусовского депо.

Дочь Шоломова учили чутко, внимательно, быстро. И из всех учителей лучшим был отец.

— Я крепко запомнила отцовские наставления, — говорит девушка. — Он наказывал выдерживать предупреждения, не допускать лихачества и всегда напоминал: «Случайно ничего не дается. Работай бдительно и с совестью, и у тебя всегда все будет хорошо».

Трудно сказать, кто больше волновался – отец или дочь, когда Анна самостоятельно вела первый поезд. Он отправился вместе с ней. С гордостью смотрел Иван Филимонович, как умело дочь ведет состав в полторы тысячи тонн. Шута ли, на пятьсот тонн выше нормы!

Замечательно был проведен этот первый маршрут. Но и потом, во все первые дни ее поездок, отец по нескольку раз звонил диспетчеру, спрашивая: — Где она у меня плавает?

Улыбка озаряет лицо отца, когда он вспоминает ответы диспетчера: — Не волнуйся, хорошо с’ездила.

— Сейчас я в дочери уверен, — говорит Шоломов, — она водит поезда так же, как я.

А это совсем не легко — водить поезд так, как водит Иван Филимонович.

За 17 лет работы у Шоломова не было ни одной аварии, хотя нередко он попадал в тяжелое положение, в которое ставила его халатность стрелочника или составителей. Иван Филимонович отлично изучил профиль пути Казань—Бисер—Пермь и знания свои передал Анне. Сейчас Шоломов—машинист паровоза на Чусовском металлургическом заводе. Более пяти лет не расстается он со своим локомотивом № 40-87. Начальник цеха т. Голубев говорит:

— Слесари не помнят, когда Шоломов в депо заезжал для ремонта, словно у него машина особенная.

Прошлой зимой машина Шоломова четыре месяца прошла без промывки.

Машина Шоломова работает на самом бойком месте, а он успевает и за помощника машиниста, и за составителя справиться. Берет Шоломов по 12—15 вагонов вместо девяти, а подачу составов на фронт выгрузки производит за полтора-два часа, вместо четырех. За весь период войны он выполняет норму на 150 процентов, а то и на 200.

Не случайно и в прошлом году и в этом году он считался и считается лучшим машинистом завода.

Иван Филимонович воспитал уже более десяти машинистов. Совсем недавно передал Шоломов своего помощника Музу Морозову в машинисты, да, кроме того, для нее помощника вырастил. Сейчас у Шоломова новый помощник — Маруся Габитова.

Точно так же, как и отец, только в более дальние маршруты, водит сейчас поезда его дочь Ан- на. У нее отцовские принципы ухода за машиной, отцовская бдительность при ведении поезда. Эти принципы ей внушали не только отец, но и другие машинисты. Она рассказывает, как научил ее многому машинист Ветлуга, имя которого занесено в книгу почета.

— Будь на работе, как солдат на линии фронта, — говорит часто дочери Иван Филимонович, — и главная мысль у тебя, как и у меня, должна быть одна: работать как можно лучше и крепче!

В разные маршруты водят свои локомотивы отец и дочь, но цель у них одна: — самоотверженной работой ускорить победу над врагом.

Н. ОРЕНШТЕЙН.

Корр. «Звезды».