Малые реки

В основную водную магистраль нашей области — красавицу Каму, которая протекает с севера на юг, соединяя богатейшие промышленные и сельскохозяйственные районы Урала с центральными и южными областями Советского Союза, впадает значительное количество больших и малых притоков. Эти притоки в пределах Молотовской. области имеют весьма разветвленную речную систему — 300 малых рек, общей протяженностью в 13.625 километров. Почти все эти реки используются в основном для сплава леса, из них для плотового — до 5 ½ тыс. километров, для молевого сплава россыпью — 6700 километров и для судоходства — до 1400 километров.

Несмотря на наличие таких богатых водных путей, почти во всех районах области ощущается большой недостаток в транспорте, особенно в настоящее время. К существующей в области мало разветвленной сети железнодорожных путей, как известно, тяготеет только 17 районов, к водным судоходным путям - 19 районов. Остальные районы пользуются лишь недостаточно развитым автогужевым транспортом. Это создает большие затруднения не только в экономическом развитии таких районов, но и в транспортировке первоочередных грузов, как, например, хлеба, овощей, промышленных, сырьевых, продовольственных и других.

Такое положение выдвигает необходимость максимального использования всех водных путей, где возможно плавание не только на больших моторных катерах, паровых и непаровых судах с большой осадкой, но и на всякого рода мелкосидящих шитиках, баркасах, дощаниках, орлянках, завознях, самоходных и несамоходных лодках.

К таким рекам, имеющим большое транспортное значение, в первую очередь, должны быть отнесены: Чусовая, Сылва, Ирень, Обва, Иньва, Косьва, Коса, Вишера, Колва, реки верховьев Камы и другие.

Надо отметить, что за последние 3—4 года реки Чусовая, Сылва и Вишера управлением пути Камского бассейна частично освоены для судоходства. При этом по р. Чусовой (на участке от устья до Чусовских Городков) плавание возможно от 75 до 90 дней, а выше до г. Чусового только 35—50 дней, по реке Сылве от устья до пр. Серга в течение 40—45 дней и по р. Вишере (на участке от устья до Красновишерска) на расстоянии 135 километров в течение всей навигации. Остальные малые реки не тронуты, находятся в своем естественном состоянии. По ним производится лишь сплав леса, ежегодно, ухудшающий транспортно- эксплоатационные условия вследствие их засорения молевым сплавом.

Примером такого положения могут служить реки, по которым ранее производилось судоходство и перевозилось значительное количество промышленных и сельскохозяйственных грузов, превращенные лесосплавными организациями в сплошной поток молевого леса, что привело их в исключительно запущенное и засоренное состояние (вследствие слабой зачистки русла после прохода сплава). Речь идет о таких реках, как сама Кама (выше Керчево), Колва, Обва, Сылва, Иньва, не говоря уже о Яйве, Косьве, Ирени и других.

Второй причиной весьма слабого использования малых рек является еще и то, что для них нет соответствующего по осадке и габаритам флота, особенно самоходного. Имеющийся в отдельных колхозах, МТС и промышленных предприятиях небольшой мелкотоннажный флот в виде лодок, шитиков, баркасов используется без контроля и только в ведомственных интересах.

Правительство уделяет сейчас большое внимание вопросу освоения малых рек, развития на них судоходства в целях обслуживания приречных колхозов, совхозов, МТС и всех тяготеющих промышленных предприятий. По постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР при Молотовском облисполкоме (и в других областях) создано специальное управление по освоению и эксплоатации малых рек.

В 1944 году в нашей области намечено провести ряд работ по очищению дна, выправлению русла, уборке камней, ручному дноуглублению, строительству причалов и т. д., на некоторых участках рек Сылвы, Ирени, Чусовой, Обвы, Косы и Косьвы. Эти работы в основном должны производиться в соответствии с постановлением Совнаркома СССР при помощи трудового участия сельского населения, для чего организованы эксплоатационно-технические участки на местах.

Кроме того, организуется самостоятельная судостроительная верфь для строительства мелко-сидящего самоходного флота и восстановления бездействующего флота.

Строительство мелкотоннажного флота (шитиков, лодок, баркасов) в настоящее время производится также колхозами, а строительство катеров — некоторыми МТС. В результате за последнее полугодие флот для малых рек области увеличился на 232 единицы с общей грузопод’емностью до 1462 тонн. Однако, еще не все колхозы и МТС включились в строительство флота, это относится к колхозам Кишертского, Кунгурского, Чусовского, П. Ильинского, Нердвинского и других районов, несмотря на специальное решение облисполкома. Районным исполнительным комитетам необходимо немедленно выправить положение со строительством мелкотоннажного флота и катеров, с тем, чтобы перевозки, особенно хлебных и овощных грузов, которые уже начались, были на малых реках обеспечены соответствующим флотом.

Рациональное использование всего имеющегося мелкосидящего флота на малых реках, распыленного среди сотен колхозов и промышленных предприятий, является первоочередной задачей нового управления по освоению и эксплоатации малых рек. Эта работа должна быть построена так, чтобы средствами передвижения по малым рекам обеспечить наибольшее количество перевозок промышленных и сельскохозяйственных грузов, особенно с глубинных пунктов.

Следует еще напомнить, что такие реки, как Чусовая, Сылва и даже Косьва, при их транспортном освоении, окажут большую помощь в деле разгрузки грузонапряженных железнодорожных участков — Губаха, Чусовая — Молотов, Молотов — Кунгур. Они возьмут на себя значительную долю этого грузового потока (который составит более 100 тыс. тонн) в навигационный период.

А. НОВИЦКИЙ –

начальник управления по освоению и эксплоатации малых рек Молотовской области.