Агитационно-пропагандистская работа в условиях отечественной войны
«В эти грозные дни, когда над нашей любимой родиной нависла серьезная опасность, наша агитация должна нести в массы огненное слово большевистской правды, разжигать в сердцах людей священную ненависть к фашистским извергам и поработителям, сплачивать и мобилизовывать советских людей на борьбу с врагом, на помощь фронту.
Интересам фронта, задачам организации отпора врагу должна быть подчинена вся партийно-политическая, массово-разъяснительная, культурно-воспитательная, агитационно-пропагандистская работа. Выступление товарища Сталина по радио должно быть положено в основу всей агитации». («Правда»),
С начала отечественной войны широко развернулась агитационно-пропагандистская работа в районах Молотовской области. В ответственный период, переживаемый нашей родиной, большинство парторганизаций области поняло всю важность и необходимость немедленной перестройки агитационной и пропагандистской работы на военный лад.
В районных центрах, городах, селах, предприятиях, колхозах проводятся доклады и беседы на патриотические темы. Трудящиеся проявляют огромный интерес к лекциям и докладам. В Больше-Сосновском районе на двух лекциях присутствовало 530 человек, в Кизеловском районе на одной лекции — 700 человек, в Губахинском районе на одной лекции— 520 человек, в Краснокамске на трех лекциях — 1410 чел., в Лысьвенском районе на десяти лекциях — три тысячи человек, в Осинском районе на трех лекциях — 1200 человек и т. д.
Агитаторы и пропагандисты ведут беседы на сдаточных пунктах, в рабочих поездах, на занятиях в военных кружках, на железнодорожных станциях, с колхозниками в поле и т. д. В Карагайском районе был проведен доклад тов. Дорофеевой в поле после военной учёбы колхозников, в Черновском и Оханском районах тов. Гужавин сделал доклады для колхозников на покосе во время перерыва между работами.
Широко вовлечена в агитационно-пропагандистскую работу городская и сельская интеллигенция (учителя, агрономы, врачи). Когда в Верх-Иньвенском сельсовете, Кудымкарского района, к агитационно-пропагандистской работе привлекли учителей и медицинских работников, то докладов и бесед стало проводиться значительно больше. Лучше стала работать Верх-Иньвенская изба-читальня, в которой последнее время работает избачом по совместительству учитель. В Кудымкарском районе активно участвуют в агитационно-пропагандистской работе 166 учителей.
Парткабинеты, избы-читальни и клубы области все больше начинают играть роль агитпунктов, где руководители агитколлективов, агитаторы, докладчики и население могут получить необходимую консультацию, выбрать литературу, использовать наглядный материал (плакаты, лозунги, альбомы, витрины, выставки), прослушать лекцию, доклад, беседу, прочитать газету, просмотреть оборонный короткометражный фильм, выступления художественной самодеятельности на патриотические темы. Надо отметить, что в этом отношении значительную работу проделали городской и районные парткабинеты гор. Молотова.
Большую политико-воспитательную работу должны проводить сейчас городские, районные и сельские библиотеки. Перед ними стоит ответственная задача — пропагандировать оборонно-патриотическую литературу, выделять передвижки для заводов, цехов, общежитий, колхозов, удовлетворять запросы трудящихся на книги патриотического характера, обеспечивать необходимой литературой докладчиков и агитаторов, оформлять витрины, выставки и составлять рекомендательные списки литературы по вопросам отечественной войны, текущего момента, военного дела и т. д. Большую работу проводит Молотовская областная библиотека, кудымкарская, березниковская и другие библиотеки.
Парторганизации должны обратить самое серьезное внимание на руководство агитколлективами. Агитатор, проявляющий много инициативы, использующий разнообразные формы агитации, умело проводящий беседу, несущий в массы большевистскую правду, становится подлинным вожаком масс. «Слово агитатора должно звучать в наши дни, как набатный призыв к защите родины, к уничтожению врага». («Правда»). Агитаторы должны собираться в агитколлективе но реже трех раз в месяц для обсуждения вопросов и задач, стоящих перед агитаторами. Необходимо время от времени собирать городские, районные или кустовые собрания агитаторов с постановкой докладов на темы текущего момента и по обсуждению задач политической агитации.
Ряд агитаторов умело ведет агитацию, вдохновляя своих слушателей на самоотверженную работу на производстве. Бригадир комплексной бригады паровозного депо ст. Пермь II коммунист тов. Ермилов регулярно проводит беседы и читки газет в своей бригаде. Если его бригада за две Недели до войны выпускала из промывочного ремонта 12 паровозов, то за две недели во время войны выпустила из ремонта 23 паровоза. Кузнец паровозного депо ст. Зуевка, агитатор тов. Шашин проводит большую агитационную работу и сам показывает образцы производственного энтузиазма — дает около 500 проц, нормы.
Хорошо поставлена агитационная работа в Бажинской парторганизации Юсьвинского района. В Бажинском колхозе колхозники проявляют большой производственный энтузиазм, на работу выходят и малые и старые.
Хорошо работают агитаторы при агитпункте, руководимом т. Шуляковым на Чусовском заводе, и при агитпункте, руководимом т. Гаряевым в Пашийском заводе.
При всех горкомах и райкомах области организованы и работают группы докладчиков. Надо отметить, как положительный факт, что ряд секретарей и работников райкомов и горкомов (Коми-Пермяцкого окружкома партии, в Березниках, Краснокамске и др.) сами проводят доклады и беседы среди рабочих, колхозников, интеллигенции.
В агитационно-пропагандистской работе необходимо использовать самые различные формы: лекции, доклады, беседы, читку газет, политинформации, чтение художественных произведений, выступления по радио и т. п. Наиболее широко применимой формой является читка газет. Ее можно проводить почти в любых условиях. Парторганизации, профсоюзы, комсомольские организации должны обратить особое внимание на столь массовую и важную форму агитации, умело ее организовать, обеспечить доведение газеты до самых широких слоев населения. Необходимо повседневно знакомить население с помешенными в газетах сообщениями Советского Информбюро, с эпизодами героической борьбы Красной Армии, с примерами великого энтузиазма и самоотверженной работы трудящихся в тылу.
Исключительное значение имеет наглядная агитация. Плакаты и лозунги, развешанные на улице, на предприятиях, в цехе, в селе, колхозе, дополняют нашу устную и печатную агитацию. Необходимо следить, чтобы плакаты, лозунги и материалы витрин систематически обновлялись и всегда бы держали население в курсе текущих политических и хозяйственных задач.
Наступила горячая пора уборки богатого урожая. Агитационно-пропагандистская работа должна мобилизовать трудящихся на досрочное выполнение всех сельскохозяйственных работ, на борьбу с потерями при уборке урожая, па досрочное выполнение обязательств перед государством.
Вопросы укрепления тыла, производственный подъем среди трудящихся, показ примеров самоотверженной работы рабочих, колхозников, интеллигенции. помогающих Красной Армии разгромить врага, военное обучение народа, повышение революционной бдительности трудящихся в тылу, создание народного фонда обороны, показ примеров беззаветного героизма бойцов, командиров и политработников Красной Армии в борьбе с фашистскими варварами—все эти вопросы должны стоять в центре агитационно-пропагандистской работы партийных организаций.
В. высотин —
зам. зав. отделом пропаганды Молотовсного обкома ВКП(б).