О забытом чувстве

Излишнее спокойствие всегда чревато болезненными последствиями. Умного, дальновидного человека, будь он директором завода, руководителем учреждения, предприятия или организации, никогда не покидает законное чувство тревоги за порученное ему дело, как бы сегодня хорошо это дело ни шло. Он не самоуспокаивается, не почивает на лаврах, не оболыщается тем, что все, мол, идет хорошо и гладко, как по маслу. Завтрашний день волнует его больше, чем сегодняшний. Это и есть стиль работы дальновидного руководителя.

Мы позволим себе сказать, что этого чувства тревоги недоставало и недоставало у людей, которым доверена в Молотове культурная жизнь — театры, клубы, студии, музыкальные и художественные училища.

И это в то время, как наша партия и правительство с такой любовью и

подлинной заботой берегли и берегут каждый театр, каждый творческий организм! Достаточно ярким примером такого внимания служит тот же театр имени Кирова, эвакуированный из Ленинграда и два с лишним года работавший в Молотове.
Окруженный повседневным вниманием, он не только сохранил свою художественную ценность, свои кадры, но и добился значительных успехов в работе.

Странным и непонятным поэтому является отношение молотовских городских партийных и советских организаций к целому ряду театров и культурно-просветительных учреждений, рожденных на Урале, работавших и работающих в Молотове. Достаточно сказать, что за последние годы в Молотове расформировался и рассыпался ряд театральных и культурных организаций.

Перед войной в Молотове существовал театр музыкальной комедии, с большим хором, оркестром, балетом. Театром этим отдел искусств руководил плохо. И когда, в результате этого, возникли естественные финансовые затруднения, то молотовский театр музкомедии со всем его коллективом, со всем его имуществом легко и просто отдали другой области. В годы войны город Молотов не сумел по-настоящему сохранить

свой оперный театр, театр, существовавший 70 лет. Оперу расформировали. Уже значительно позже схватились, что называется, за голову, начали собирать расформированный коллектив, но это оказалось делом необычайно трудным и сложным. Недавно из Батуми пришла телеграмма, адресованная молотовскому театру Миниатюр и Эстрады. Оттуда просили театр выехать на летние гастроли в Батуми, Сухуми, Сочи. Аналогичные предложения пришли из ряда других крупных городов, в частности из Свердловска, где прошлым летом театр с успехом выступал. Увы! Телеграммы остались без ответа, ибо театр был уже расформирован. Законной гордостью нашего города был созданный уже в годы войны ансамбль песни и пляски ремесленных училищ, впитавших в себя десятки одаренных подростков-танцоров, чтецов, певцов, акробатов, музыкантов. Что же осталось от этого ансамбля? Небольшая хиреющая группка. Невнимательное, пренебрежительное отношение к жизни этого юношеского одаренного коллектива сделало свое дело. А где уральский ансамбль песни и пляски, с таким трудом уже в последние годы созданный при областной филармонии? Мы так и не увидели той программы, построенной на уральских темах, которую подготовил этот ансамбль. Артисты не смогли выступить из-за того, что им.. не удосужились сшить костюмы, и ансамбль передан в хор театра оперы, так и не показавшись городу.

Несерьезно, легкомысленно отношение и к детским музыкальным школам города. В свое время помещения у школ были отобраны, и те дети, что остались в школах, вот уже многие месяцы путешествуют со своими нотными тетрадками по квартирам учителей и таким образом продолжают занятия.

В Молотовском районе «работает» музыкальное училище. Мы побывали в нем. В одной небольшой комнате втиснуто три рояля, и одновременно на этих трех роялях занимаются трое учеников. Тройка за тройкой! Нетрудно представить себе, что это не ученье, а мученье...

Таковы некоторые, если можно‚ так выразиться, итоги, результат недальновидности людей, отвечающих за культуру города Молотова. Вот к чему привело отсутствие в этом ответственейшем деле тревоги за завтрашний день у работников не только городского комитета по делам искусств и но и городского исполнительного комитета, но и городского комитета ВКП(б).
Все это ощущалось не столь уж значительно, когда в Молотове работал театр им. Кирова. На базе его куда как хорошо ладилась деятельность и филармонии, и клубов

, и ансамблей. Но театр уехал в Ленинград. И вот близится зимний сезон. Как же в городе готовятся к открытию его? В Молотовском театре оперы и балета, вернее, в том, что осталось от этого театра, недостает еще очень и очень многого. Все это нужно создавать вновь, ибо молотовскому зрителю, впитывавшему в себя около трех лет подряд культуру театра им. Кирова, нельзя сейчас показывать неполноценные оперные и балетные спектакли. Для организации дела в театр приглашен один из опытных директоров тов. Ходес. Но в городе театру оперы и балета попрежнему не уделяется должного внимания, До сих пор не урегулирован вопрос о снабжении и питании вновь приглашаемых актеров, музыкантов, работников балета, подсобных цехов. До сих пор никак не разрешена квартирная проблема. Как же думают в Молотове восстанавливать один из старейших русских оперных театров, не создавая для вновь приглашаемых работников условий, которые для них обязательно были бы созданы в любом городе страны?

Драматический театр, значительно выросший за годы войны, порадовавший зрителя целым рядом превосходных постановок, театр, шагнувший до «Горя от ума», ставящий «Вишневый сад», театр, распо-.

лагающий целым рядом подлинных художников сцены, горячо любим молотовцами.

Видимо, недостаточно задумывались и в горкоме ВКП(б) в его отделе пропаганды, и в горисполкоме с тем, что зимний сезон у этого театра может вообще не состояться в г. Молотове. И что стоят все заседания, если дело до конца не доведено. В бывшее свое помещение театр зимой вернуться не сможет. В здание запрещен вход. Оно доведено до полного аварийного состояния. На ремонт его потребуется, как говорят специалисты, минимум 5-6 месяцев. Решено открыть зимний сезон драмы во вновь строящемся помещении Дворца пионеров по Большевистской улице. Но разве так надо строить! В течение всего лета здесь не видно в достаточном количестве ни каменщиков, ни плотников, ни штукатуров. Один сторож! На-днях с постройки исчез даже прораб. Завод им.Молотова и гороно, в основном обеспечивающие это строительство, никак не найдут общего языка. А время. идет. Июль на дворе. Не за горами осень с ее дождями и холодом.

Если же стройка будет вестись так, как сейчас неделю-две, то ясно, что Дворец пионеров не будет построен к осени. Где же тогда, открывать сезон драмы? Уж не думают ли отправить драматический театр в другую область, пока театру не будет выстроено помещение? Наконец, о театре музыкальной комедии. Этот театр существует меньше года. Из небольшого ансамбля он превращается в крупный театральный организм. С каждым спектаклем художественное качество постановок бесспорно улучшается. В труппе театра много способных ЛЮДЕЙ и при соответствующей помощи и внимании город через год-два сможет иметь полноценный театр оперетты. Сейчас театр работает в саду им.

Горького. А что он будет делать зимой? Снова искать пристанища

в клубах города? Разве это выход из положения? Неужели придется отправить из города второй по счету театр музыкальной комедии?

Мы говорим, что в Молотове мало театральных и концертных помещений, а вместе с тем превосходный концертный зал Дома ученых отдаем под учреждение? Где же хоть капля логики?

Несколько слов о Молотовской областной филармонии, обслуживающей и город. В силу ряда ошибок эта организация, оставшись без кадров, превратилась сейчас из творческой организации в прокатную, контору, в концертно-эстрадное бюро...

Вот к чему приводит отсутствие дальновидности и беспокойства в отношении к завтрашнему культурному облику нашего города.

Более месяца тому назад, выступая на собрании партийного и советского актива и интеллигенции города Молотова, посвященном проводам театра имени С. М. Кирова в Ленинград, секретарь Молотовского обкома ВКП(б) тов. Гусаров (сказал: «От’езд театра имени Кирова означает большую и невосполнимую утрату в области культуры и искусства для нашего города. Для того, чтобы смягчить и легче пережить эту утрату, партийные, советские и общественные организации города должны всемерно усилить свое внимание вопросам искусства и культуры, быстрее решить задачу восстановления своего Театра оперы и балета, усилить помощь существующим театрам, филармонии и создать все необходимые условия для их дальнейшего роста и укрепления»

Анализируя состояние культурной жизни нашего города, можно с полной уверенностью сказать. что эта директива областного комитета партии городскими организациями выполняется по меньшей мере плохо. Настоящего, большевистского чувства тревоги за дальнейший рост и укрепление культуры и искусства, за усиление помощи существующим театрам, филармонии, ансамблям мы не видим.

С.СТРИЖОВ

П.ПОНОМАРЕВ.