К постановке оперы «Ночь перед Рождеством» в театре имени Кирова

К завершению приближается новая капитальная работа Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова — постановка оперы Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Со времени Пушкина и Белинского, давших восторженную оценку украинских повестей Гоголя, как произведений подлинно народного поэтического творчества, многие композиторы обращались к его веселой рождественской сказке, насыщенной увлекательной фантастикой и заразительной веселостью. А две оперы на сюжет «Ночи перед Рождеством» вошли в золотой фонд русской классики. Это — опера Чайковского «Кузнец Вакула», позднее переделанная им в «Черевички», и опера Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Но если произведению Чайковского относительно везло и не раз оно появлялось на оперных подмостках, то сценическая судьба оперы Римского-Корсакова сложилась совершенно неудачно, по обстоятельствам, не имевшим никакого отношения к ее музыкальным достоинствам, и за оперой установилась незаслуженная ничем репутация «не репертуарной».

Театр им. Кирова, определивший свою творческую линию, как театр русского национального искусства — классического и современного, поставил целью пересмотреть фонд таких «забытых» произведений, ставя в частности и «Ночь перед Рождеством».

Принадлежащая перу выдающегося композитора, эта опера полна исключительных художественных достоинств, которые по праву позволяют считать ее музыку гениальной. Это — в полном смысле слова музыкальный праздник — и по богатству симфонических красок, и по мелодичности сольных партий, и по блеску хоровых ансамблей, в особенности «колядок», проходящих через всю оперу. В основном «Ночь перед Рождеством» построена на подлинных народных украинских песнях и мелодиях. Украинский музыкальный фольклор воспринят здесь русским композитором, как родное ему народное творчество, и перенесен в оперу без всякой стилизации, с глубоким и бережным проникновением в дух украинского народа. При этом произведение Римского-Корсакова овеяно обаятельным юмором, подсказанным юмором самого гоголевского текста.

Опера «Ночь перед Рождеством» —это жизнерадостная классика, требующая от театра такого же жизнерадостного «скерцообразного» исполнительства. Создание жизнерадостного спектакля — основаная творческая задача, которую ставит перед собой и театр. Одновременно, выпуская премьеру «Ночь перед Рождеством», театр отмечает ее столетие со дня рождения Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель и дирижер спектакля — главный дирижер театра лауреат Сталинских премий нар. арт. СССР А. М. Пазовский. Постановка — главного режиссера театра лауреата Сталинской премии засл. деят. иск. Л. В. Баратова. Художник— лауреат Сталинских премий, пар. художник РСФСР Ф. Ф. Федоровский. Костюмы по эскизам Т. Г. Бруни. Главный хормейстер — засл. арт. В. П. Степанов. Гласные партии исполняют: Оксана— лауреат Сталинской премии О. А Кашеварова и Ф М. Розен; Вакула — лауреат Сталинской премии—засл. арт. Г. М. Нэленн в М. Л. Крутиков; Солоха — засл, арт. О. Ф. Мшанская и Т. Е. Смирнова; Чорт — В. Г. Ульянов и Ю. М. Филин: Чуб — засл, арт. И. К. Тоцкий я Н. С. Константинов; Голова — засл арт. Г. Н. Орлов и И. И Шашков: Панас — засл. арт. И. И. Плешаков и П. П. Яшугин; дьяк — засл арт Н. И. Середа и Н. Г. Гришанов; царица — засл. арт. А. Ф. Маньковская и Т. Е. Смирнова и др. В танцевальных сцепах, поставленных балетмейстером Н. А. Анисимовой, участвуют засл. арт. Г. И. Кириллова (Комета) и др.

Премьера назначена в «ночь перед рождеством» — на 24 декабря.

П. Т.