Наш зритель любит все виды сценического искусства. Он с удовольствием слушает оперу, смотрит комедию и драму, с замиранием сердца следит, как под самым куполом цирка совершают головокружительные трюки канатоходцы, воздушные гимнасты. Появление в городе любого нового творческого коллектива всегда вызывает у публики большой интерес.
Так случилось и на сей раз, когда в Молотов приехал на гастроли цыганский ансамбль песни и пляски Красноярского концертно-эстрадного бюро. Цыганское искусство народ любит, ценит и нет ничего удивительного, что билеты на концерты ансамбля не так-то легко было приобрести.
Молодой человек на авансцене произносит идеологически выдержанную речь о прошлом и настоящем цыганского народа, рассказывает что-то о гордой цыганской любви и в заключение обещает "живое, захватывающее зрелище" в цыганском таборе.
Словно нарочно, вопреки конферансу, еще за закрытым занавесом начинает уныло бренчать одинокая гитара. Наконец занавес открывается и, вместо "живого, захватывающего зрелища", зритель видит убогий и жалкий пейзаж. На стульях расположилось десятка полтора людей в пестрых костюмах с двумя гитарами и бубном.
Со сцены несется монотонный крик. Ансамблисты как бы изо всех сил пытаются доказать, что это и есть настоящее цыганское искусство. Но увы!
Когда смотришь и слушаешь ансамбль, невольно создается впечатление, что ты попал в третье-разрядную пивнушку на окраине большого города лет этак тридцать тому назад. Пожилая, полная, безголосая женщина поет с псевдо-цыганским надрывом какие-то допотопные пошлые песенки вроде "Мне мгновенье, наслажденье - остальное - трын-трава".
Руководители ансамбля не стесняются причислить к старинным цыганским танцам и… американскую чечетку. Чтобы придать, видимо, цыганский колорит этой чечетке, танцующая пара несколько раз ритмично хлопает в ладоши и заканчивает номер французским "вуаля!".
Во всем этом, с позволения сказать, спектакле поражают убогость творческой фантазии, полное отсутствие художественного чутья и какой бы то ни было даже элементарной театральной культуры. Этим и об'ясняется, что те несколько подлинно старинных цыганских песен, которые имеются в репертуаре, исполняются вульгарно и создают превратное представление о замечательном искусстве цыган.
В ансамбле есть бесспорно способные люди. Актриса Новосадович обладает настоящим сценическим темпераментом. Хорошо танцует Карпецкий. Но все это теряется в общем неорганизованном, страшно однообразном хаосе звуков.
Интересно, просматривает ли кто-нибудь предварительно программы гастролеров? Или достаточно только привезти с собою печатные афиши, чтобы двери любого театрального здания в городе республиканского значения были гостеприимно раскрыты перед любым приезжим котлективом?…