Под солнцем

Тихо перебирает теплый ветер душистые иглы на сосновых ветках. Сквозь шёпот хвои слышен отдаленный рокот учебных самолетов да трель взвившегося в синеву жаворонка. Выше сосновой зелени на фоне ослепительной голубизны неба, на острой мачте полощется, как птица, алый флаг.

Большая поляна, открывшаяся среди соснового леса, застроена небольшими досчатыми домиками. У дверей домиков надписи: «Соблюдай чистоту», «Вытирай ноги» и украшения из веточек той же душистой сосны, которая тихо и торжественно машет над поляной своими теплыми ветвями. В домиках ровные ряды кроваток, заправленных серыми и цветными, тонкими и стегаными, разными-разными одеяльцами, но везде одинаково аккуратными. Вся залитая щедрым солнцем поляна, с этими домиками и с мачтой, увенчанной легким флагом, — это санаторный лагерь. Здесь, недалеко от села Верхние Муллы, в сосновом лесу отдыхают маленькие граждане из семей фронтовиков, дети рабочих и служащих из Ленинского района города Молотова.

Сейчас все три отряда ушли в лес собирать ягоды. Вернутся к обеду. В лагере у каждого домика дежурные. Вот две девчушечки, Комнаты они уже подмели, подколотили над дверью отлетевшую гирлянду, положили новый пихтовый веник у крылечка--ноги вытирать. Все сделано. Сейчас они сели в тени и вяжут, чтобы нескучно было в длинные и все-таки интересные часы дежурства.

А в километре от лагеря, в густом и тенистом лесу, ой как шумно!Вожатые отрядов постоянно окликают ребят, чтобы не разбегались далеко по сторонам. Дети постарше запевают песни, смеются чему-то, кричат...

Гриб, ребята, гриб-то какой!

Сюда, сюда!...Белка!...

Детишки, теряя из баночек ягоды черники, бегут, чтобы увидеть легко перепрыгивающую с дерева на дерево белку. Зверек остановится и глянет плутоватыми глазками вниз, ребята бросят палку, и он снова, распушив хвост, легко прыгает и прыгает, пока не скроется в густоте сосновой хвои.

Возбужденные, немного усталые, разрумянившиеся возвращаются в лагерь. Кто не собрал ягод, тот хоть хворосту тащит сюда. Хворост несут на кухню. Ягоды с’едают в ожидании призывного горна на обед. Не забывают угостить и дежурных сочной черникой.

Гремят умывальники. После сигнала на обед бегут в строй и строем—в столовую.

Кушают с аппетитом. Дружно звенят ложки. Приятен борщ после долгой прогулки. А потом лапшевник. Он, пожалуй, вкусней борща, но кушается уже медленнее, и тихо запивается душистым чаем с финиками. Спокойно и без шума расходятся ребята по палатам. Уже ленивей разговоры, уже глаза сонные-сонныеприближается «мертвый час».

После обеденный отдых длится два часа. Тихо перебирает ветер душистые иглы на сосновых ветках.
Сквозь шепот хвои слышен отдаленный рокот учебных самолетов да трель все еще неугомонившегося жаворонка.

++

Лагерь открылся, не так давно, на совсем новом месте, необжитом, недостаточно приспособленном. Но стараниями его руководителей в нем скоро был наведен порядок, создано все необходимое. Есть у детей и читальный зал, где можно посидеть в дождливую ‘Погоду, есть игры, и волейбольный мяч, биллиард, аттракционы.

Утром встают -— и на линейку: идет проверка, кто как чувствует себя, все ли в сборе, высказываются пожелания на день. Звеньевые отдают рапорты вожатым отрядов, а те — старшему вожатому.

Туалет, заправка постелей, умывание, физическая зарядка—так начинается большой интересный день в лагере.

Распорядок дня заранее обдуман руководителями лагеря. В подробном плане работы на весь сезон отдыха предусмотрены различные занятия и беседы, обучение труду и лечение, игры и прогулки.

Большой любовью детей пользуется начальник лагеря врач Тамара Дмитриевна Васильева. Ей доверено здоровье 170 детей. В лагере работает старшим педагогом Михаил Павлович Бобров—опытный воспитатель. Он стремится сделать красочным каждый день, заботится, чтобы ребята провели его с пользой для себя. Сегодня — готовится к беседе о том, как молодой Герой Советского Союза Александр Матросов в бою, пролагая путь товарищам, закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и погиб смертью храбрых. Совещается по отдельным вопросам со старшей пионервожатой Людмилой Петровной Коромысловой.

У Людмилы Петровны обветренное, энергичное лицо. На шееалый галстук. На груди на зеленой гимнастерке нашивки, свидетельствующие о неоднократных ранениях, и орден Красной Звезды. Она еще совсем недавно сражалась на фронте. Чуть не погибла в бою. Раненую, с противотанковой гранатой на взводе, ее откопали друзья и доставили в госпиталь.

Как слушаются её ребята! Как помнят ее рассказы о боевых днях!

Закончив конспект беседы, Михаил Павлович начинает подбирать материал для пионерки Гали Захаровой. Девочка должна будет бесе-довать с младшим отрядом о подвиге Кости Кравчука, спасшего боевые знамена.

Забота о воспитании детей, любви к Родине, к Красной Армии, защищающей счастье и независимость Советского Союза - постоянна.

По утрам краткая информация о событиях на фронтах. Часто бывают беседы и чтения. Постоянной является забота о приобретении ребятами трудовых навыков, забота об общем развитии ребенка, о его физическом развитии.

Горн поднимает ребят. Его звук протяжено и долго стоит в ушах. Открываются двери домиков. Как разные ягоды из лукошка выбегают под солнце ибелокурые, и темноволосые, с галстуками на шее, в пестрых платьицах, в светлых рубашках, самые разные, шумные и веселые дети.

Полдник. Немного закусив, собираются дети на поляну, рассаживаясь полукругом перед примитивной сценой.

Посмотрим нашу самодеятельность, говорит старший педагог, и ребятишки аплодируют, зная, что будет интересно.

Три мальчика читают стихи об освобождении Крыма. Девочка с русыми косичками, в светлом платьице и белых носочках танцует балетный вальс. Это Надя Репнина. Она и других девочек учит танцевать, участвует в коллективной украинской пляске и казачке. Галя Захарова читает стихи. Затихли ребята. Хоть и не первый раз, но снова внимательно слушают они девочку. А стихи хорошие, но тяжелые— о подвиге советской женщины и ее гибели. На голове у девочки веселый венок из васильков, а глаза печальные:

У нее папу убили на фронте, говорит кто то среди малышей..

О ночи над Белградом поет Аля Тарасевич. Грустная песня сменяется гопаком, песней об уралочке, сатирическими стихами. А потом и те, кто в публике, и те, кто на сцене, вместе танцуют и поют под разливистую двухрядку.

Набираясь здоровья, хорошо и весело отдыхают в лагере. Здесь много детей фронтовиков. Когда их отцы защищают родную землю и трудятся для фронта, дети накапливают силы, чтобы лучше учиться потом в дружной своей семье, развиваются, как молодые побеги, растут, как трава под солнцем, как те цветы, что обступили всю поляну, кивая синими, алыми, золотистыми, сиреневыми и белыми головками.

Шумят сосны. Выше сосновой зелени на фоне ослепительной голубизны неба, на острой мачте полощется легкий, как птица алый флаг.

Б. МИХАЙЛОВ.