По установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и из сообщников. О разрушении памятников искусства и архитектуры в городах Петродворец, Пушкин, Павловск.
Всему миру известны величественные памятники искусства и архитектуры городов Петродворец (бывший Петергоф), Пушкин (бывшее Царское Село), Павловск. Лучшие зодчие мировой архитектуры создавали в ХМП и XIX веках дворцы, постройки, парки этих городов-музеев.
Петродворец (Петергоф) был основа» в 1705 году Петром Первым первоначально, как место остановки но пути на остров Котлин, где была начата постройка крепости Кронштадт. Здесь на берегу (Финского залива, были построены пристань и небольшой дом, получил название «Петров двор». С 1714 гола на берегу Финского залива было развернуто огромное строительство Петродворца (Петергофа)—по замыслу и под наблюдением самого Петра. В Петергофе строились дворцы—Монплезир. Марли, Эрмитаж, центральная часть Большого дворца, большинство фонтанов, парков, гранильная фабрика самоцветов.
Французский архитектор Леблом построил в Петродворце замечательные дворцы Марли и Эрмитаж, Верхний и Нижний парки; итальянец Растрелли создал Большой дворец; мастерству Джакомо Кваренги принадлежит Английский дворец: знаменитый русский зодчий Воронихин, вышедший из крепостных, дополнил Нижний парк изящными /Павильонами. Замечательные дворцы и парки Петродворца полупили широкую известность как исключительные памятники мировой архитектуры XVIII и XIX веков.
Фонтаны Петродворца были известны во всем мире. Большой каскад водопад фонтанной системы Петродворца вместе е Большим дворцом, фонтаном «Самсон» и каналом, выходящим в море представлял собой исторический памятник, посвященный победе русского оружия над шведами под Полтавой, Бронзовая фигура Самсона разрывающего пасть , льва, изображала историческую , победу Петра Первого над Швециией (лев—государственный герб Швеции), которая открыла для , России широкий выход в европейские страны.
Со времени Октябрьской революции Петродворец стал местом, куда ежегодно приезжали тысячи экскурсий не только со всех концов Советского Союза, по и из многих зарубежных стран. До 150 тысяч ленинградцев выезжало в Петродворец для отдыха в выходные дни.
В течение двух веков создавались художественные архитектурные памятники—дворцы, парки, скульптуры в городе Пушкин (Царское Село), бывшем до 1917 года царской резиденцией. Великие зодчие XVIII и XIX веков своими произведениями создали Царскому Селу заслуженную славу ьо всем мире.
Памятники Царского Села тесно связаны с целым рядом крупнейших событий в истории России. В Екатерининский дворец 6 июля 1757 года были привозены ключи и знамена завоеванного русскими войсками прусского города Мемель. В дворцовых паргках были воздвигнуты: Чесменская колонна в память победы русского флота над турецким в 1770 году при бухте Чесме; Катульский обелиск—в ознаменование победы в этом же году русских войск над турками при реке Кагуль в Молдавии; башня руина—в честь Кучу Кайнардсикского мира, заключенного Россией с турками в 1774 голу; Орловские ворота — в ознаменование побед русских войск под кйман допанием графа Григория Орлова В Царскосельском адмиралтействе была собрана исключительная по своей исторической ценности коллекция гребных и парусных судов; здесь же в адмиралтействе находился знаменитый Готторнский глобус, сделанный по распоряжению герцога Готторнокого в середине XVII века и в 1713 году подаренный Петру Первому.
С Царским Селом связана деятельность лучших представителей русской литературы—Ломоносова, Сумарокова. Жуковского. Карамзина. Лермонтова. Чаадаева. Тютчева, Гоголя. В Царскосельском лицее воспитывался великий русский поэт А. С. Пушкина.
Великолепные Екатерининский дворец, воздвигнутый в городе Пушкин Варфоломеем Растрелли. Александровский дворец, построенный тем же Джакомо Кваренги, Камеронова галерея носящая имя ее знаменитого создателя , являлись выдающимися памятниками архитектурного и садово-парковогоискусства. Дворец и парк создавали прославленные мастера архитектуры : Камеронт Росси, Воронихин, Бревна, скульпторы: Марта Козовский. Демут-Малиновкин, Прокофьев, живописцы: Скотти, Ледрин, Местенлавтер, Гонэачо.
В 1823 году архитектор К. Росси в левом крыле дворца построил и отделал известную всему миру библиотеку.
Советский народ бережно хранил города-музеи Петродворец. Пушкин и Павловск, в которых были сосредоточены памятники истории России, созданные творчеством и трудом народа. Ежегодно затрачивались огромные средства на благоустройство этих городов и их парков, на работы по ремонту и реставрации дворцов, фонтанов и других построек. Во дворцах были помещены неоценимые сокровища русского и мирового искусства, редчайшие образцы мебели, фарфора, живописи, гобеленов и скульптуры русских и иностранных мастеров.
К моменту вторжения немецких захватчиков в Петродворце после эвакуации оставалось еще 34.214 различных музейных экспонатов (картин, художественных изделий, скульптуры) и 11.700 ценнейших книг дворцовых библиотек, В нижних помещениях Екатерининского и Александровского дворцов города Пушкин были сосредоточены гарнитуры мебели русской и французской работы середины XVIII века. 600 предметов художественного фарфора конца XIX и начала XX веков, большое количество мраморных бюстов, мелкой скульптуры, до 35.000 томов книг дворцовых библиотек.
На основании документальных материалов заявлений и свидетельских показаний очевидцев, оказаний немецких военнопленных и тщательного расследования. проведенного специальной комиссией в составе: председателя Ленинградской городской комиссии генерал-лейтенанта А. А. Кузнецова. председателя исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся П. С. Попкова, главного архитектора Ленинграда Н. Варанова, митрополита Ленинградского и Новгородского Алехин. вице президентов Академии Наук СССР: академика А. А. Байнова и академика Л. А. Орбели председателя Союза советских писателей Н. С. Тихонова, Народной артистки СССР В. А. Мичуиной-Самойловой. Члена корреспондента Академии архитектуры СССР А. И. Гигелло профессора В. А. Мануйлова, начальника государственной инспекции по охране памятников Ленинграда Н Н. Белехова директора Государственного Эрмитажа академии И. А. Орбели, доктора искусствоведческих наук профессора М. В. Доброклонского, профессора М. В. Фармаковского, кандидата архитектурных наук В. И. Пилявского секретаря комиссии Л. И. Куприяновой, а также на основании личного наследования фактов разграбления разрушения памятников искусства и архитектуры произведенного членами Чрезвычайной Государственной Комиссии академиком А.Н. Толстым и Николаем митрополитом Крутицким Установлено.