25 августа финский посланник в Стокгольме г. Граппенберг вручил советскому посланнику А. М. Коллоатай следующее явление финского министра иностранных дел г. Энкеля:
«Имею честь довести до Вашего сведения, что президент Финской республики и финское правительство уполномочили министра Финской республики в Стокгольме г. Гоштенбёрга через Ваше посредство обратиться к советскому правительству с просьбой, чтобы Москва приняла финскую правительственную делегацию чтобы договориться о перемирив или заключении мира, или о том и другом, между Финляндией и Советским Союзом».
Кроме того, г. Гриппенберг передал А. М. Коллонтай вербальную ноту, в которой было сказано, что президент Финской республики «17 августа заявил фельдмаршалу Кейтель, который посетил его по поручению германского рейхсканцлера, что он не считает себя связанным тем соглашением, которым прежний президент Рюти обязался в отношении германского правительства».
В связи с этим, советское правительство поручило А. М. Коллонтай передать 29 августа финскому правительству следующее:
«Советское правительство может принять делегацию финского правительства лишь в случае принятая финским правительством ела дующего предварительного условия:
Финское правительство должно публично заявить, что оно разрывает отношения с Германией, что оно предъявляет Германии требование о выводе Германией вооруженных сил из Финляндии в течение 2-х недель со дня принятия финским правительством настоящего предложения советского правительства и во всяком случае не позже 15 сентября с/г. и что если Германия не выведет своих вооруженных сил в указанный срок из Финляндии, то немецкие вооруженные силы будут разоружены и переданы союзникам в качестве военнопленных.
Если финское правительство выполнит настоящее предварительное условие, то советское правительство согласно принять в Москве делегацию финского правительства для переговоров о перемирии или о мире, или о том и другом вместе».
При этом г. Гриппенбергу было сообщено, что настоящий ответ советского правительства согласован с английским правительством и не встретил каких либо замечаний со стороны правительства США.
2 сентября г. Гриппенберг передал А. М. Коллонтай обращение финского президента Маннергейма. В этом обращеии финский президент заявляет, что финское правительство еще до передачи ответа на предварительное уловие советского правительства предлагает, чтобы Финляндия сама провела в жизнь добровольную эвакуацию или интернирование германских войск на одной (южной) части финской территории- Кроме того, в обращении финского президента предлагается на определенной (южной) части фронта прервать военные действия и отвести на этой части Фронта финские войска на советско-финскую границу 1940 года, соответственно передвинув также советские войска на эту линию.
В дополнение к этому, г. Гриппенберг заявил, что требуемое советским правительством заявление финского правительства о разрыве с Германией будет сделано после получения от советского правительства ответа на обращение финского президента. Кроме того. г. Гриппенберг заявил. что Финны готовы принять участие также в операции по предлагаемому разоружению немецких войск в северной части Финляндии, но хотят договориться в Москве о координации и помощи в этом деле советским военным командованием.
На последнее финское заявление советское правительство дало ответ 3 сентября. В этом отроге сказано, что советской правительство настаивает на принятии финским правительством указанною выше предварительного условия. а именно: финское правительство должно публично заявить. что оно разрывает отношения с Германией и требует вывода немецких войск из пределов Финляндии не позже 15 сентября, причем в случае невыхода германских войск из Финляндии в установленный срок немецкие войска будут разоружены я переданы союзникам в качестве военнопленных. В советском ответе сказано также, что если Германия не выведет своих войск из Финляндии до 15 сентября, то советское правительство согласно оказать помощь Финской армии в деле разоружения немецких вооруженных сил. При этом советское правительство согласилось на то. чтобы прекратить военные действия на предложенной финским правительством южной части фронта, если финское правительство выполнит указанное ныне предварительное условие. Советское правительство высказалось за то, что все остальные вопросы должны быть разрешены во время переговоров о перемирии.
ИНФОРМБЮРО НАРНОМИНДЕЛА СССР.