СТОКГОЛЬМ, 3 сентября. (ТАСС). В ночь на 3 сентября премьер-министр Финляндии Хакцелль выступил по радио со следующим заявлением:

Уважаемые граждане! Сегодня вечером финский сейм на закрытом г заседании рассмотрел вопрос о перемирии между Финляндией и Советской Россией. Этот вопрос занимал финское правительство непрерывно в течение всего истекшего полугодия. Резкое обострение политической и военной обстановки за последнее время (не распознается) от правительства вновь (не распознается) этот вопрос в сейме. С того момента. В когда сейм последний раз рассматривал предложение правительства о перемирии, военно-политическая обстановка Финляндии резко изменилась к худшему.

Еще в апреле текущего года линия нашего фронта находилась далеко за пределами старых государственных границ. В июне, в результате неблагоприятных для нас военных событий на Карельском перешейке, наша оборона оказалась прорванной. Несколько позже в Восточной Карелии мы были оттеснены к предвоенной пограничной линии. После высадки союзных войск в Северной и Южной Франции, Германия, потерпев ряд крупных поражений, вынуждена сейчас О оставлять во Франции одни оккупированный ею район за другим. Такая неблагоприятная военная обстановка сложилась для Германии и в Италии, где немецкие войска оттеснены далеко на север страны. На Балканах Германия уже лишилась двух своих союзников, Советский же Союз, наоборот, в результате непрерывных военных и успехов, в основном вновь овладел е своими прежними государственными границами. Германия вследствие создавшейся для нее исключительно тяжелой военной обстановки уже не в состоянии оказывать нам е военную помощь в нужных масштабах. Сейчас она сама остро нуждается в войсках для защиты собственной территории. Немцы, как известно, отозвали уже значительную часть своих войск с нашей н территории, посланных ранее на помощь Финляндии. В армии многие утратили уже веру в победу Германии. Нынешняя неблагоприятная обстановка в Прибалтийских странах свидетельствует о том, что Германия фактически находится накануне потери всего южного побережья Финского залива, имеющего большое стратегическое значение как для Германии, так я для Финляндии. С германской точки зрения, финский фронт не представляет в данный момент большого интереса. Для Финляндии же это означает, что она осталась одна против во много раз превосходящего по своей мощи врага.

В течение трех лет мы честно несли бремя братства по оружию с Германией, поскольку совместная военная борьба отвечала до определенного момента интересам обороны нашей страны. Наше соглашение с Германией от 1941 года носило лишь исключительно военный характер. Новый президент республики, приступивший около месяца тому назад к исполнению своих обязанностей по управлению страной, отказался признать военное соглашение, заключенное в текущем году между Финляндией и Германией. Как известно, это соглашение, подписанное бывшим президентом республики, не было рассмотрено и утверждено сеймом. Таким образом фактически оно являлось лишь личным обязательством бывшего президента перед Германией. Сейчас, когда в нашей стране имеется другой президент и новое правительство. указанное соглашение потеряло силу, о чем правительство довело до сведения германского правительства.

Ввиду этого и вследствие ухудшенная положения Финляндии, президент республики и правительство решили вновь поставить в сейме вопрос о выходе Финляндии из войны. Сейм рассмотрел предложения правительства о разрыве отношений с Германией и установлении контакта с Советской Россией с целью заключения перемирия. Приняв решение о необходимости заключить перемирие, сейм поручил правительству приступить к практическому разрешению этого вопроса. Через специальную делегацию мы поставили в известность Германию о всех неблагоприятных условиях, создавшихся в современной обстановке для Финляндии. Ясно что обе стороны должны сделать из этого для себя соответствующие выводы.

Ввиду изменения военно-политической обстановки для нашей страны и большого стремления нашего народа к миру правительство сочло своим долгом установить в возможно кратчайший срок контакт с Советским Союзом. В соответствии с этим правительство направило 25 августа с» г. письмо нашему посланнику в Стокгольме для передачи его советскому послу в Швеции. В этом письме мы указали, что Финляндия просит Советский Союз возобновить переговоры о заключении перемирия, а затем и мира между Финляндией и СССР.

29 августа советское посольство в Стокгольме передало ответ Советского правительства, в котором говорилось:

Финляндия должна порвать свои отношения с Германией. Германские войска должны быть выведены из Финляндии в 2-нег дельный срок, не позднее 15 сентября.

Советское Правительство разрешило отправить финскую мирную делегацию в Москву.

Я должен заметить, что эти требования Советского Правительства согласованы с Англией и одобрены

Получив эти условна, финское правительство немедленно внесло на рассмотрение сейма. В соответствии с решением сейма, правительство Финляндии обратилось к германскому правительству с требованием вывести в двухнедельный срок свои войска с территории Финляндии. Одновременно с этим Финляндия обратила внимание Германии, на. недопустимость в дальнейшем использовании нашей территории немецкими войсками.

Уважаемые и дорогие граждане, каковы в общих чертах те предпосылки, на основании которых решительно вступили на выхода из войны. Таким образом мы уже предприняли первый шаг в целях достижения мира между нашей страной и ее великим восточным соседом. Мы еще не знаем, какие условия перерод, предъявит нам Советский Союз. К в этих условиях, вероятно, найдут свое отражение предшествующий» советские мирные предложения, я не могу не отметить, что нам не предъявлено требования безоговорочности капитуляции.

Я знаю, что у нас найдется немало людей, которые еще не созрели для полного понимания важности и необходимости предпринятых правительством мирных шагов. Одновременно с этим немало окажется и таких людей, которые не прочь будут проявить излишний оптимизм в указанном деле, я должен предупредить как тех, так и других граждан, что на нашем пути к миру неизбежно встретится еще ряд больших трудностей, но при обоюдном стремление к прекращению войны эти трудности должны быть преодолены. Теперь, когда первый шаг к миру уже сделан, наша обязанность заключается в необходимости проявить максимум доверия к президенту республики и правительству. Финский маршал Маннергейм отдал себя сейчас целиком делу достижения мира. Наша задача состоит в необходимости сохранения между собой полного единства. Мы должны крепко сплотиться вокруг своего президента и движения за мир 6 целях обеспечения будущности финского народа.

* * *

ПРИМЕЧАНИЕ ТАСС. Как это видно из публикуемого сегодня сообщения Информбюро Наркомин дела СССР, в речи премьер-министра Финляндии г. Хакцелля имеется ряд существенных извращений фактов.

Во-первых, Хакцелль не точно изложил содержание советского ответа от 29 августа на финское предложение от 25 августа. Хакцелль не сказал о требовании Советского Правительства разору-- жить германские войска и передать их союзникам в качестве военнопленных, если немецкие войска не уйдут- из Финляндии до 15 сентября.

Во-вторых, предложение Советского Правительства, чтобы финское правительство заявило о разрыве отношений с Германией и об указанных выше мерах в отношении немецких войск, находящихся в Финляндии, является предварительным условием. Хакцелль даже не упомянул об этом. Он не сказал, что советское предложение 6т 29 августа было предварительные условием н что финская "делегация может прибыть в Москву для переговоров о перемирии и о мире лишь после выполнения этого предварительного условия.

Обращает на себя внимание также следующее обстоятельство. Хакцелль много говорил о том, что финны в течение трех лет «честно несли бремя братства по оружию с Германией», и нашел немало слов для извинений и объяснений теперешней позиции финского правительства в отношении Германии. Хакцелль, однако, не сказал, что Финляндия разрывает отношения с Германией, тогда как разрыв отношений Финляндии с Германией является составной частью предварительного условия Советского Правительства, и что только (не распознается) этого могут начаться советско-финские переговоры о перемирии и о мире.