От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 12 сентября

В течение 12 сентября южнее и юго-западнее города ЛОМЖА наши войска вели бои с противником, в ходе которых улучшили свои позиции и заняли несколько населенных пунктов.

В Румынии наши войска совместно с румынскими войсками с боями продвигались вперед и овладели городами МЕРКУРЯ-ЧИУКУЛУЙ (в Северной Трансильвании), БЛАЖ, АЙУД, ДЕВА, а также заняли более 150 других населенных пунктов, в том числе крупные населенные пункты САС-КЕЗД, ЦИКМАНТОР, САУКА, БИЧЭ-СЕНТ, МАРТОМ и железнодорожные станции ХОМОРОД, КАЦА, ПАЛОШ.

На других участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов шли бои местного значения.

За 11 сентября наши войска подбили и уничтожили 49 немецких танков. В воздушных боях н огнем зенитной артиллерии сбито 6 самолетов противника.

***

Южнее и юго-западнее города Ломжа части Н-ского соединения, преодолевая ожесточенное сопротивление немцев, вклинились в оборону противника. Упорные схватки происходили в траншеях и на улицах опорных пунктов. Штыками и гранатами советские бойцы выбивают гитлеровцев из дзотов, дотов и блиндажей. Юго-западнее Ломжи немцы бросили в контратаку крупные силы пехоты, поддержанные танками и самоходными орудиями. Наши пехотинцы и артиллеристы отбили вражескую контратаку и, продвигаясь вперед, овладели выгодными позициями. По неполным данным, противник потерял убитыми свыше 700 солдат и офицеров. Уничтожено 6 танков, 4 самоходных и 9 полевых ору­дий, 6 минометов и 30 пулеметов. Захвачены трофеи и взято в плен 100 немцев.

***

В Румыния наши войска, действующие совместно с румынскими войсками, продолжали наступление. Немецко-венгерские войска, используя выгодную для обороны местность, оказывали упорное сопротивление. Части Н-ского соединения, преодолев горную местность, ворвались в город Меркуря-Чиукулуй и после ожесточенных боев овладели им. Важный узел шоссейных дорог — город Меркуря-Чиукулуй являлся сильным опорным пунктом противника в Северной Трансильвании. На другом участке советские и румынские войска продвинулись вперед на 15 километров и выбили врага из города Айуд. Немцы бросили в контратаку значительные силы танков и автоматчиков. Наши артиллеристы и бронебойщики сожгли 13 танков противника. На поле боя остались сотни убитых гитлеровцев и много оружия противника.

***

Западнее города Крустпилс наши разведывательные отряды внезапно атаковали противника и выбили его из одного населенного пункта. Развивая успех, советские разведчики переправились через реку Мемеле и захватили плацдарм на ее северном берегу. Оправившись от неожиданного удара, немцы пытались восстановить положение и девять раз переходили в контратаку. Наши разведчики отбили контратаки противника и прочно удерживают занятые позиции. В этом бою уничтожено до трех рот гитлеровцев. Огнем из противотанковых орудий и ружей сожжено и подбито 5 немецких танков.

Западнее города Каунас (Ковно) происходила артиллерийская и ружейно-пулеметная перестрелка. Артиллеристы Н-ской части рассеяли скопление войск противника. уничтожив при этом самоходное орудие, два бронетранспортера и 10 автомашин с боеприпасами. Снайпер сержант Красноборова за день истребила двух немцев. Снайпер т. Ахтянов за два дня уничтожил 5 солдат и офицеров противника.

***

Войска 2-го Прибалтийского фронта захватили секретный приказ командира 50 немецкого армейского корпуса за № 199/44. В приказе говорится: «Понятие «оборона», как мне кажется, многими командирами истолковывается неправильно. Слово «оборона» означает держаться, дер­жатся до последнего человека. Командующий северной группой армий генерал-полковник Шернер по этому поводу заявил следующее: «Боязнь окружения нередко превращается в навязчивое видение, которое подрывает у солдат волю к сопротивлению и вместо того, чтобы оборонять и удерживать свои позиции до последнего, они самовольно их оставляют».

Гитлеровцы пытались раздувать миф о непобедимости немецко-фашистской армии. Каждый плюгавый немецкий ефрейтор считал себя непревзойденным стратегом. И вдруг, немецкому командованию на шестом году войны, понадобилось издавать специальный приказ, чтобы разъяснить офицерам 50 армейского корпуса значение слова «оборона». Надо полагать, что любой немецкий болван понимает, что означает это слово. Стало быть, дело не в том, что немецкие командиры неправильно истолковывают понятие «оборона». Суть в том, что под напором советских войск немецкие солдаты и офицеры не смогут более удерживать занимаемые позиции и, несмотря на самые категорические приказы гитлеровского командования, откатываются назад. Сокрушительные удары Красной Армии потрясли немецкого солдата, лишили его каких бы то ни было надежд на победу Германии. Немецкий солдат страдает неизлечимыми болезнями — боязнью окружения, танкобоязнью и т. д. Страх и отчаянье подтачивают волю немецкого солдата, разъедают и без того расшатанную немецкую военную машину. Против этих болезней нет и не может быть никаких лекарств. Не помогут и приказы, которые в таком изобилии теперь пишут немецкие генералы.