Перед нами лежит только что выпущенный в свет каталог произведении живописи, скульптуры и рисунка, экспонируемых' в залах Молотовской художественной галлереи, составляющих основную, но незначительную часть ее богатейших собраний. Этот каталог, без малейшего преувеличения,—подлинно художественное издание, могущее соперничать с лучшими изданиями столиц. Это не путеводитель по галерее, а только каталог части ее фондов. Поэтому содержание книги вряд ли удовлетворит интересы широкого круга посетителей. Однако, если познакомиться с изданием повнимательнее, то за внешне скупым и лаконичным текстом-перечнем авторов и их художественных произведений раскроется панорама достойного нашей замечательной эпохи художественно- культурного центра, каким является наша Молотовская галлерея.

На Урале, в родном городе Молотове, за годы советской власти создан крупный центр национального искусства.

При тщательном анализе содержания каталога раскрывается вся замечательная история и жизнь галереи: ее художественные богатства, история их приобретения, направления, лежащие в основании плана развития галереи, наконец, пути и перспективы ее дальнейшего роста.

Молотовская художественная галерея открыта 7 ноября 1922 года, и за эти 22 года она увеличила свои накопления с 140 экспонатов до 9000 с лишним! По трем основным источникам происходило пополнение галереи: 1) тщательное собирание на месте (в Перми— Молотове, по городам и районам области); 2) приобретение на художественных выставках,—главным образом, местных, организованных самой галереей, и 3) пополнение из центральных художественных фондов, из Москвы и Ленинграда. Из этих собраний в галерее образованы отделы: западно-европейского искусства XV—XIX в в древне-русского искусства с отделением местной деревянной скульптуры и русского искусства XVIII— XX ВВ. С систематически-пополнявшимся отделением советского искусства. Помимо произведений живописи, скульптуры и рисунка, все поименованные отделы содержат ценные собрания гравюр XVI—XX художественных тканей Востока и Запада, бытовавших в Прикамье в АVII — XVIII вв„ и коллекции художественных изделий из фарфора и стекла, из дерева и уральских камней, чекана и чугунного литья. Из этих богатейших и разнообразнейших собраний описано в изданном каталоге только 1400 произведений живописи, скульптуры и рисунка, наибольшей художественной ценности.

Вышедший в свет каталог в основном дает описание произведений русских художников и мастеров ЛУШ—XX вв. и советского времени,

Русское изобразительное искусство, вполне самобытное, оригинальное и богатое, имеет долгую и замечательную историю. Наша галерея, как можно усмотреть из каталога, честно и любовно собирает все, что может вести к ее раскрытию и обращению, причём, не забывая почтенной старины она уделяет главное внимание собиранию произведений нового реалистического русского искусства.

К этой золотой поре развития нашей национальной живописи и скульптуры принадлежат выдающиеся русские мастера и в числе их Репин, Суриков,—имена, которыми справедливо гордится русский народ. Молотовцы могут гордиться тем, что в их галлерее собрано большое количество подлиных произведений этих великих мастеров и их ближайших соратников по кисти и резцу.

Другим направлением в галерее является собирание художественных произведений советских мастеров, отражающих ленинско-сталинскую эпоху, сс великих революционных вождей и народ-герой, завоевавший бессмертную славу на социалистической стройке и в боях за Родину.

Молотовская художественная галлерея является счастливой обладательницей выдающихся произведений «В. И, Ленин на трибуне»—скульптура Н. А. Андреева, портрет И. В. Сталина — работы А. М. Герасимова, портрет В. М. Молотова—работы В. ГТ. Епанова, бюст К. Е. Ворошилова—раб. Дыдыкина, бюст М. И. Калинина— раб. Манизера. Советские дела и люди запечатлены в полотнах и изваяниях многих выдающихся советских художников и мастеров.

Все эти произведения ценны не только как блестящие документы могучего расцвета советской культуры, но и как художественно-исторические памятники героики нашего времени.

Третьей заслугой работ галереи является огромное внимание к местной уральской, к прикамской, к пермскомолотовской истории. Из каталога видно, какую огромную работу проделала галерея по собиранию художественных произведений. и изделий, находившихся в нашем крае до революции, по концентрированию в галерее работ местных художников * уральцев, по привлечению местных и центральных художников к запечатлению на полотне и в гипсе современных событий.

Молотовцы с благодарностью от метят, что галерея настойчиво и любовно собрала все, что могла, из произведений знатных художников' пермяков и уральцев, с одной стороны, и с другой,—сосредоточила в залах галереи произведения крупнейших советских художников (Б. Иогансон. П. Староносов, Ф. Федоровский и мн. др.), посвященные социалистическому стиральному преобразованию Урала и Молотовской области в сталинские пятилетки и превратившему Урал в кузницу и арсенал победоносного оружия в годы великой Отечественной войны. 4

Следует особо отметить такие художественные собрания, как рисунки И. В Симакова, и совершенно уникальная коллекция камнерезных работ из уральских пород А. П. Денисова—Уральского.

Легко видеть даже из этого неполного перечня авторов, насколько богаты и разнообразны собрания Молотовской художественной галереи. Это позволяет уже сейчас поставить вопрос о превращении ее в галерею государственного значения и об уделении ей па месте большего морального и материального внимания, об открытии на ее базе в Молотове солидной художественной школы. Галлерея заслуживает этого, — она доказала свою полноценную жизнедеятельность. Только экспонируемые произведения позволяют использовать их в самых различных направлениях: преж' де всего, конечно, как произведения, дающие высокое эстетическое наслаждение; во-вторых, как исторические и общественно-политические памятники и, г.-третьих, как природно-географические и народно-хозяйственные документы.

Какие разнообразные возможности

таят в себе богатства нашей галереи для политико-просветительной и художественно - воспитательной работы среди трудящихся, среди школьников; как широко они могут быть использованы в художествен" ной самодеятельности, в театре, в местной промышленности и в быту1

Содержание каталога, как и самый факт его опубликования, говорит о малозаметной внешне, но огромной, кропотливой и замечательной по итогам работе сотрудников галереи и, прежде всего и больше всего, о работе ее директора Н. Н. Серебренникова. Н. Н. Серебренниковым проделана фундаментальная искусствоведческая работа над раскрытием и аннотацией собранных произведений. На этом фундаменте можно будет строить многие другие капитальные работы, и они. как нам известно, задуманы Н. Н. Серебрен-никовым в большом, интересном и актуальном плане.

Текст каталога на 150 страницах завершается приложением 35 снимков-репродукций с наиболее замечательных произведений, экспонируемых в залах галлереи, прекрасно исполненных мелкоклетчатым клише на веленевой бумаге. Читатель обладатель каталога, несомненно, получит большое эстетическое удовлетворение от рассматривания этих репродукций, которые воскресят в его памяти такие высокохудожественные произведения, как скульптура Андреева—В. И. Ленин, портрет И. В. Сталина — работы Герасимова, «Г усляры» — Васнецова. «Выбор невесты» — Репина, «У двери школы» — Богдана-Бельского, «Сумрачный день»—Левитана, «Голова мальчика» — этюд Иванова (к картине «Явление Христа народу».

Смотришь, и радуешься гордишься, что все эти замечательные произведения находятся в нашем городе, в нашей галерее. Молотовская художественная галерея— подлинно высокое культурное учреждение, созвучное нашей великой эпохе.