Советский народ, несмотря на колоссальное напряжение войны с врагом, широко отмечает сорокалетнюю годовщину со дня смерти Чехова. Имя и слово великого писателя с особой любовью и силой прозвучит в эти дни по всей стране, «и назовет его всяк сущий в ней язык».
Но наши годовщины и юбилеи примечательны не только тем, что выполняют задачу широчайшей популяризации среди масс людей подвигов и дел наших богатырей и гениев. Они составляют обычно заметную веху в изучении их жизни и творчества, дают их переоценку с точки зрения больших задач современной жизни. Такое переосмысленье должно быть сделано и по отношению к Чехову.
Установившаяся издавна традиция прочно закрепила за периодом 80-х годов, когда выступил Чехов, репутацию сплошного и беспросветного общественного мрака, глухого и тяжелого безвременья. Дореволюционные ученые и беллетристы из либерального и народнического лагеря использовали, кажется, все синонимы темноты и безнадежности, чтобы внушить читателям мысль о полной парализации сил революционной борьбы по скованности всех социальных отношений в эти годы. За ними до сих пор покорно следуют и некоторые наши историки и литературоведы, а от них соответственное освещение передается в школу- не только среднюю, но и
высшую.
Но легко видеть, что, по существу, исследователи, которые принимают такую характеристику, становятся вольно или невольно на точку зрения тех людей 80-х годов, которые не видели перспектив общественного развития. Они упускали из виду или игнорировали те зачаточные моменты и формы рабочего движения 80-х годов, которые открывали грандиозную перспективу в будущее. Кризис народнической формулы прогресса и народнического движения рассматривался при такой трактовке вопроса как кризис и приостановка вообще всякого прогрессивного движения.
Узость и ограниченность такого понимания совершенно очевидны: считать период, когда «рабочее движение продолжало расти, охватывая все новые и новые районы» «Краткий курс истории ВКП(б)»), когда «за пятилетие (1881-1886 гг.) было более 48 стачек с 80-ю тысячами бастовавших рабочих» (там же), когда на опыте морозовской и других стачек рабочие учились понимать, что они «многого могут добиться организованной борьбой», когда группа «Освобождение труда» подняла знамя марксизма и уже подготовляла марксистскую социал-демократическую партию в России, - считать этот период «безвременьем» и эпохой беспросветного мрака значит впасть в грубую ошибку и итти против очевидных фактов. Реакция действительно составляла в 80-е годы наиболее заметный на внешней поверхности факт. Трагическая растерянность некоторых групп интеллигенции действительно больше всего бросалась в глаза тем, кто привык судить о духе эпохи по сочинениям учителей народничества. Но об'ективно и с точки зрения исторической перспективы 80-е годы были временем подспудного созревания революционных сил.***
Отсюда становится понятным отношение к Чехову современной ему критики. Когда Чехов выступил со своими рассказами-миниатюрами, искрящимися веселостью и смехом, господствовавшая народническая критика исполнилась негодования. «Он смеется! Как он смеет смеяться, когда мы в тоске и трауре! Онопустошенный человек, расходующий свой талант на пустяки мелочи. Куда приведет его безыдейность и общественное равнодушие?» таков был смысл заявлений таких столпов тогдашней критики, как Михайловский и Скабичевский. Это, понятно, раздражало Чехова. A. М. Горький записал его грустное заявление: «Критики похожи на слепней, которые мешают лошади пахать землю… Я двадцать пять лет читаю критики на мои рассказы, ни одного ценного указания не помню, ни одного доброго совета не слышал. Только однажды Скабичевский произвел на меня впечатление: он написал, что я умру в пьяном виде под забором».
Нам нужно решительно отбросить встречающиеся кое-где и доныне отголоски этих вредных рассуждений о безыдейном веселонравии Чехова. Чехов в своих произведениях не кричал, не заклинал и не проклинал. Он усвоил манеру внешне- спокойного, на первый взгляд даже беззаботного показа явлений жизни. Но это были вовсе не натуралистические безыдейные зарисовки: его рассказы вскрывали черты действительности неизмеримо глубже десятков самых об'емистых народнических повестей, они говорили читателю, как много рабьего и пошлого духа, гнусных крепостнических пережитков, собственничества и хищничества, подлого глумления над человеком сохранялось под оболочкой кажущегося благополучия русской жизни.***
После того, как Чехов перешел к крупным повестям, изображавшим жизнь наиболее известных ему социальных слоев - разночинной интеллигенции, чиновничества, дворянства, крестьянства,его начали отождествлять с его «хмурыми» героями и журить за то, что он пессимист, не видящий путей жизни, нытик, распространяющий безверие и общественную апатию.А он только покосится поверх пенснэ:
B другой статье о Чехове Бунин прибавляет:
«Раздражался он редко, а если и раздражался, то изумительно умел владеть собой. Помню, например, как он однажды был взволнован характеристикой его таланта в одной книге, где говорилось о равнодушии Чехова к вопросам нравственности и общественности и о его мнимом пессимизме. И однако его волнение сказалось только в двух, сурово и задумчиво сказанных словах: